ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-525/19 от 07.05.2019 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» мая 2019г. г.Знаменск

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Грининой Н.А., при секретаре Корсуновой Ю.А. а также с участием представителя административного истца – адвоката Аврамук А.В., представившей ордер и доверенность, рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному исковому заявлению Фисенко А.В. к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отмене постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>»,

Установил:

Административный истец Фисенко А.В. в лице своего представителя адвоката Аврамук А.В, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отмене постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>».

В административном исковом заявлении указано, что Фисенко А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В 2013г. он обратился в администрацию ЗАТО Знаменск за получением разрешения на переустройство находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу., а именно, на установку индивидуального газового оборудования, предоставив для этого все необходимые документы и достаточные документы, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства, решение общего собрания собственников жилого дома о согласовании установки индивидуального газового оборудования в его квартире. Решением комиссии по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в домах, расположенных на территории ЗАТО Знаменск № от ДД.ММ.ГГГГг. Фисенко А.В. было дано согласие на переустройство жилого помещения в соответствии с представленным проектом и пакетом всех требуемых документов. ДД.ММ.ГГГГг. администрацияЗАТО Знаменск приняла постановление о согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>. Установка индивидуального газового оборудования в квартире Фисенко А.В. была произведена на основании договора подряда специализированной организацией – открытым акционерным обществом «Капъяргаз» в соответствии с проектом. Актом № от ДД.ММ.ГГГГг. приёмочная комиссия приняла работы по переустройству квартиры Фисенко А.В. без замечаний и нарушений. ДД.ММ.ГГГГг. муниципальное предприятие «Теплосети» отключили квартиру от услуги по отоплению и горячему водоснабжению, о чём был составлен акт. На основании вышеперечисленных документов Знаменским отделением Южного филиала Астраханской области «Ростехинвентаризация», Федеральное БТИ внесены изменения в технический паспорт квартиры. Вышеизложенное подтверждает что постановление администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. было реализовано в 2013г., все работы по переустройству жилого помещения проведены, изменения объекта недвижимости внесены в технический паспорт жилого помещения и государственный реестр объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Фисенко А.В. эксплуатирует газовое оборудование в соответствии с требованиями действующего законодательства и никаких нарушений не допускает, ежегодно проводит техническое обслуживание газового оборудования о чём свидетельствует акт проверки от ДД.ММ.ГГГГг. составленный представителями прокуратуры ЗАТО Знаменск, ОАО «Капъяргаз» и службы жилищного надзора Астраханской области. В ДД.ММ.ГГГГ. Фисенко А.В. получил постановление администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг., которым отменено постановление администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. в связи с протестом прокурора ЗАТО Знаменск. Данное постановление административныйрстец считает незаконным и необоснованным. Принятым вопреки действующему законодательству в связи с чем просит признать его незаконным.

В судебное заседание административный истец не явился просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя – адвоката Аврамук А.В., заявленные требования просит удовлетворить.

Представитель административного истца – адвокат Аврамук А.В. действующая на основании ордера и доверенности. Просила удовлетворить заявленные административным истцом требования.

Административный ответчик – администрация муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 1 стать 218КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Что подтверждает, что в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 48 названного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011г. №739-О-О положение статьи 48 вышеуказанного закона, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закреплённой в статье 12 Конституции Российской Федерации.При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законным и обоснованными.

Из содержания приведённой правовой нормы следует, что компетентный орган местного самоуправления вправе отменить ранее принятый им правовой акт в порядке самоконтроля при несоответствии правового акта конкретным требованиям закона о чём должно быть указано в постановлении об отмене. Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону – быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, а также не должна нарушать принцип стабильности правоотношений, сложившихся в результате издания ненормативного правового акта.

При этом муниципальный орган должен доказать, что отменённый им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, нарушал права и законные интересы граждан и юридических лиц, а отменяющий акт соответствует закону. То есть является обоснованным и не нарушает законных прав граждан и юридических лиц.

Постановление администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отмене постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>» не содержит указаний на несоответствие отменённого им постановления действующему законодательству.

Как установлено в судебном заседании. Фисенко А.В. является собственником жилого помещения – квартиры расположенной по адресу: <адрес> (л.д.11).

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГг. принятому администрацией муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» постановление администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>» отменено, вступило в силу со дня его подписания (л.д.9). Данное постановление направлено Фисенко А.В. ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.10).

В силу п. 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ решение о согласовании переустройства и перепланировки, принятое органом местного самоуправления, осуществляющим согласование, является документом – основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Постановлением администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>» согласовано переустройство указанного жилого помещения принадлежащего истцу на праве собственности (л.д.12).

Данное постановление принято в соответствии с решением о согласовании переустройства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГг. № в связи с обращением Фисенко А.В. (л.д.13).

Фисенко А.В. получено согласие собственников многоквартирного дома, расположенного по <адрес> (л.д. 16).

Работы по переустройству выполнены в соответствии с рабочими проектами «индивидуальное отопление квартиры в многоквартирном доме» и «Реконструкция газораспределительной системы квартиры» (л.д.22-30).

Непосредственно работы по переустройству системы отопления в указанной квартире проведены в соответствии с договором подряда КВ от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.33-34).

Актом № от ДД.ММ.ГГГГг. подтверждено, что приёмочной комиссией о завершении переустройства жилого помещения проверены показатели о завершении переустройства, принято решение о том, что работы по переустройству выполнены без нарушений проекта (л.д.14-15).

В связи с переустройством жилого помещения Фисенко А.В. внесены изменения в технический паспорт (л.д.17-18).

ДД.ММ.ГГГГг. спорная квартира отключена от сети центрального отопления и горячего водоснабжения что подтверждено актом от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.19).

Периодические проверки газоиспользующего оборудования нарушений не выявили (л.д.20,21, 35).

Следовательно, поскольку проведение работ по переустройству было выполнено Фисенко А.В. при наличии соответствующих разрешений и согласований, принятых органом местного самоуправления, что способствовало возникновению имущественного права, то постановление и согласование проекта не могут быть отменены в одностороннем порядке. Оспариваемое постановление направлено на прекращение уже реализованного Фисенко А.В. права на использование в переустроенном состоянии принадлежащей ему на праве собственности квартиры, возникшем у него на основании ранее выданного уполномоченным органом постановлении в соответствии с согласованным проектом.

Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права Фисенко А.В. на сохранение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в переустроенном состоянии в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

Суд соглашается с доводами представителя административного истца о том, что положения Жилищного кодекса РФ не содержат оснований и порядка отмены ранее принятых постановлений о согласовании переустройства и перепланировки помещений.

В соответствии с пр. 2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Учитывая изложенное, суд также соглашается с доводами представителя административного истца, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестованный прокурором акт обязанность по его отмене или его изменению. Данному лицу нормами действующего законодательства предписано рассмотреть поступивший протест в установленный срок и сообщить о результатах его рассмотрения в письменной форме прокурору.

Руководствуясь ст.174-180 КАС РФ, суд

Решил:

Заявленные требования по административному исковому заявлению Фисенко А.В. к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отмене постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>», удовлетворить.

Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отмене постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГг. «О согласовании Фисенко А.В. переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>».

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья__________