ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-525/20 от 20.04.2020 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Решение

именем Российской Федерации

20 апреля 2020 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Бабиной А.В.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-525/2020 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Тульской областной общественной организации «Офицерское собрание активистов» о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилось с административным иском к Тульской областной общественной организации «Офицерское собрание активистов» о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указало, что Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Тульская областная общественная организация «Офицерское собрание активистов» (далее по тексту – Организация), ОГРН , адрес местонахождения – <адрес>. В ходе анализа информации от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей из Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Тульской области, Управлением было установлено, что в нарушение ч.2 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях, п.7 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация своевременно не сообщала об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности), и не представила соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ. В адрес организации были вынесены предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, однако нарушения организацией устранены не были, предупреждения не обжаловались. Исходя из изложенного, просит суд признать Тульскую областную общественную организацию « Офицерское собрание активистов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Тетеря Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика Тульской областной общественной организации «Офицерское собрание активистов» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается судебным уведомлением о вручении, о причинах неявки не сообщил.

В силу положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определены обязанности общественного объединения, в том числе, соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Пунктом 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

На основании статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п.п.3).

Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Пунктом 5 Положения установлено, что Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

В силу п.6 Положения предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.

Должностные лица органов государственного надзора при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта; запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проведении некоммерческой организацией мероприятий; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 10 Положения, а также пункт 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

На основании Приказа Минюста России от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица (п.п.65,74).

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом Тульская областная общественная организация «Офицерское собрание активистов» зарегистрирована Управлением юстиции Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Сведения об организации как о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ с присвоением основного государственного регистрационного номера ; учредители организации – ФИО1, ФИО2, ФИО3; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица – ФИО3

В ходе анализа информации от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей из Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Тульской области, Управлением было установлено, что в нарушение ч.2 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях, п.7 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация своевременно не сообщала об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности), и не представила соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В связи с чем, в адрес Тульской областной общественной организации «Офицерское собрание активистов» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по Тульской области были вынесены предупреждения об устранении выявленных нарушений действующего законодательства и , однако нарушения организацией устранены не были. Предупреждения в судебном порядке не обжаловались. Доказательств их выполнения суду не предоставлено.

Таким образом, по делу установлено, что Тульской областной общественной организацией «Офицерское собрание активистов» были допущены нарушения положений ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно Тульская областная общественная организация «Офицерское собрание активистов» своевременно не сообщала об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (сведения о лице, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности), и не представила соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей и сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, являются основаниями для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования Управления Минюста России по Тульской области к Тульской областной общественной организации «Офицерское собрание активистов» являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком неоднократно нарушались требования действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Признать Тульскую областную общественную организацию « Офицерское собрание активистов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ А.В. Бабина