Дело № 2а-525/2022
39RS0011-01-2022-000713-87
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 июня 2022 г. г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Безруких Е.С.,
при секретаре судебного заседания Сухановской А.А.,
с участием представителя административного истица ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело по административному иску СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» к администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» об оспаривании предписания о демонтаже шлагбаума,
УСТАНОВИЛ:
СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» об оспаривании предписания о демонтаже шлагбаума. В обоснование указано, что 28.02.2022 администрацией в адрес СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» вынесено предписание № 34, в котором на него возложена обязанность демонтировать шлагбаум, установленный на земельном участке с КН №, со ссылкой на п.п.21.1, 21.1.1, гл. 21 Правил благоустройства территории МО «Зеленоградский городской округ» от 19.10.2020. Земельный участок с КН № принадлежит СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» на праве долгосрочной аренды.
Полагают данное предписание незаконным, необоснованным и нарушающим права СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС». Считают, что указанные в предписании пункты Правил благоустройства не имеют отношения к установке шлагбаума, а касаются ограждений. Кроме того, спорный шлагбаум был установлен в 2017 году, когда действовали Правила благоустройства территории МО «Зеленоградское городское поселение» от 04.11.2016, в которых правила установки шлагбаума не были определены. Также ссылаются, что вопреки ч.ч.2, 3 ст. 9 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020, исполнение предписания администрации повлечет причинение непоправимого ущерба имущественным интересам СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС».
Просили признать предписание № 34 от 28.02.2022 незаконным и обязать административного ответчика его отменить.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в январе 2022 года администрация им отказала в согласовании размещения шлагбаума, ссылаясь, что это дороги общего пользования. Однако, постановлениями администрация осуществлено перераспределение земельных участков и на месте расположения земельного участка с КН 39:05:110601:69, в части размещение шлагбаума, расположен земельный участок с КН 39:05:110601:219, имеющий вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки» и не являющийся землями общего пользования. Из-за противодействия администрации арендные отношения на вновь образованный земельный участок до настоящего времени не оформлены. С членов кооператива и их семей они не берут оплату за проезд через шлагбаум, заявление гражданина об этом необоснованное.
Представитель ответчика администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая вынесенное администрацией предписание законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» является некоммерческой организацией, создан 22.09.2005 с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц, членов Кооператива, в приобретении недвижимого имущества (земельных участков) на побережье Балтийского моря, организации быта, здорового отдыха и иных потребностей членов Кооператива и их семей, содействии в решении общих социально-хозяйственных задач, управления имуществом Кооператива, надлежащего его содержания. (п.п.1.4, 2.1 Устава)
20.09.2016 за СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» зарегистрировано право аренды земельного участка с КН 39:05:110601:69, площадью 19823 кв.м, расположенного в п. Малиновка г. Зеленоградска, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «земли общего пользования», сроком по 17.02.2053, на основании договора аренды от 17.02.2004 и соглашений к нему, что подтверждается выпиской из ЕГРН и материалами регистрационного дела.
Общим собранием членов СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» от 13.05.2017 было принято решение об установке автоматического шлагбаума для проезда легковых автомобилей на территорию СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» и территорию соседнего поля, для чего установлен целевой взнос в размере 1000 рублей, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания.
27.05.2017 СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» был заключен договор с ООО «Альянс Строй» на поставку комплекта оборудования (шлагбаума), его установку, проведение настройки и пуско-наладку. Цена договора составила 73000 рублей.
10.07.2017 СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» были приняты работы по установке и наладке работы шлагбаума, что подтверждается актом о приемке выполненных работ.
Из топографической съемки, фотоматериалов и пояснений сторон следует, что шлагбаум размещен по границе земельного участка с КН №, возле поста охраны, при въезде на территорию кооператива.
12.01.2022 УМВД России по Калининградской области на обращение СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» сообщило, что согласование установки шлагбаума относится к компетенции администрации. Вместе с тем разъяснили, что установка несанкционированного шлагбаума на въезде на прилегающую к дороге территорию, или в ином месте, приводящем к ограничению прав граждан на управление транспортным средством, либо в пользовании общим имуществом (подъездными путями), является административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.23 КоАП РФ.
12.01.2022 ОМВД России по Зеленоградскому району, в связи с обращением гражданина, сообщил в администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» о том, что СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» незаконно установлен шлагбаум.
12.01.2022 СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» обратились в администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» с заявлением о согласовании установки шлагбаума.
Письмом от 28.01.2022 администрация отказала СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» в согласовании установки шлагбаума, указав, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки земельный участок с КН № относится к зоне транспортной инфраструктуры, разрешенное использование – земли общего пользования, что предполагает использование данного земельного участка неопределенным кругом лиц, а не только членами СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС». Ограничение использования территории общего пользования недопустимо.
03.02.2022 ОМВД России по Зеленоградскому району обратился в администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» с просьбой вынести предписание СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» по демонтажу незаконно установленного шлагбаума.
28.02.2022 администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» вынесла в адрес СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» предписание № 34 которым предписало в срок до 28.03.2022 демонтировать шлагбаум, установленный на земельном участке с КН 39:05:110601:69 без согласования эскизного проекта с администрацией Зеленоградского округа, сославшись на п.21.1, 21.1.1 гл.21 Правил благоустройства территории МО «Зеленоградский городской округ».
Полагая данное предписание незаконным, СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» обратился с рассматриваемым административным иском.
В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа. При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Пунктами 21.1. и 21.1.1. Правил благоустройства территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области, утвержденных решение окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 19.10.2020 N 29, установлены требования к ограждениям земельных участков, согласно которым установка ограждений по границам образованных земельных участков, а также в границах образованного земельного участка с целью ограничения доступа на территорию, предусмотренных при строительстве новых объектов капитального строительства, строящихся на основании разрешения на строительство, в случае если проектной документацией предусмотрено ограждение территории, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, проводится при наличии решения собственника земельного участка, на основании согласованного с администрацией округа эскизного проекта ограждения.
Вместе с тем, согласно п. 21.2 указанных Правил на территории города Зеленоградска, за исключением индивидуальных жилых домов и режимных объектов, имеющих особые требования к ограничению территории, а также производственных объектов, запрещается устройство любых средств (шлагбаумы, веревки, цепочки, бетонные блоки и пр.), ограничивающих проезд специализированной техники (машины скорой помощи, пожарные машины и пр.).
В соответствии с п.21.3. указанных Правил на территории города Зеленоградска в качестве средства, ограничивающего проезд техники, допускается использовать автоматизированные противотаранные выдвижные столбы (болларды) и (или) распашные турникеты при условии обеспечения доступа к их управлению экстренных служб и единой диспетчерской службы Зеленоградского округа.
При невозможности установки болларда по техническим причинам по согласованию с администрацией допускается устройство откатных или распашных (открывающихся внутрь территории) ворот в случае, если участок имеет ограждение, при этом внешний вид ворот должен быть стилизован под установленное ограждение, шлагбаумов - в случае если территория объекта не огорожена, при этом если территория ограждается, шлагбаум должен быть заменен на откатные ворота. (п. 21.3.1. Правил)
Правилами благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", утвержденными Решением Совета депутатов Зеленоградского городского поселения от 27.05.2015 N 326, и действовавшими на момент установки спорного шлагбаума, было предусмотрено, что устройство ограждающих конструкций (в том числе заборов, шлагбаумов, ограничительных столбиков) осуществляется в целях обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, разделения транспортных и пешеходных потоков, обозначения границ территории и в других случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и МО "Зеленоградское городское поселение". (п.10.3)
В силу п. 5.1. данных Правил, строительство и установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства, киосков, павильонов, палаток, сезонных базаров, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, павильонов на остановках транспорта, постов регулирования уличного движения, телефонных кабин, часов, ограждений тротуаров, лодочных спасательных станций, малых спортивных сооружений, элементов благоустройства кварталов, садов, парков, пляжей, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, вывесок, установок по декоративной подсветке зданий и памятников, фонарей уличного освещения, опорных столбов допускаются лишь с разрешения и по проектам, согласованным с органами архитектуры, госавтоинспекцией и владельцами городских инженерных коммуникаций. Помимо представленных чертежей малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка. Уровень суммарной засветки окон жилых домов и учреждений соцобеспечения, лечебно-профилактических учреждений от наружной рекламы и наружных световых приборов не должен превышать гигиенических нормативов.
В соответствии с п.п.5.8 и 10.5 данных Правил, ограждающие конструкции, размещенные с нарушением установленного порядка, подлежат демонтажу без решения суда в порядке за счет собственника (правообладателя) земельного участка, на котором установлены такие ограждающие конструкции.
Согласно п.38 ст. 1 ГрК РФ, под элементами благоустройства понимаются - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Шлагбаум, являясь устройством для быстрого переграждения и освобождения пути, относится как к ограждающим конструкциям, так и к техническим устройствам, относящимся к элементам благоустройства.
Таким образом, как на момент установки спорного шлагбаума в соответствии с Правилами благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", так и на момент выдачи предписания № 34 от 28.02.2022, в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области, установка шлагбаума допускалась только по согласованию с администрацией муниципального образования. В 2017 году установку шлагбаума также надлежало согласовывать с госавтоинспекцией и владельцами городских инженерных коммуникаций.
Доводы о том, что Правилами благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" не был урегулирован порядок установки шлагбаума, суд полагает не состоятельными, основанными на не правильном толковании указанных Правил.
То обстоятельство, что шлагбаум был установлен в 2017 году, не является препятствием для выдачи администрацией предписания о его демонтаже в 2022 году, со ссылкой на действующие Правила благоустройства.
Указание в предписании п.21.1.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области, относящегося к установке ограждений, на законность содержащегося в предписании требования не влияет. Ссылка на главу 21 указанных Правил в предписании имеется, и положения, предусматривающие необходимость согласования установки шлагбаума, содержатся в пунктах 21.3 и 21.3.1, относящихся к этой главе.
Ссылка в предписании на устройство шлагбаума без согласования эскизного проекта, является не существенной, учитывая, что сама установка шлагбаума подлежит согласованию с администрацией, которое СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» не только не было получено, но и в нем было отказано 28.01.2022.
Отказ администрации в согласовании установки шлагбаума от 28.01.2022 СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» не оспаривался. Вместе с тем суду он представляется суда обоснованным, поскольку земельный участок с КН № относится к землям общего пользования, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Частью 1 ст. 262 ГК РФ предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с п.12 ст. 1 ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу положений ч.8 ст. 27, п. 18 ч.8 ст. 39.11, ч.12 ст. 85 ЗК РФ, запрещена приватизация и продажа с аукциона земельных участков в границах территорий общего пользования. Данный запрет направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
При этом земельные участки из земель общего пользования, согласно ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ могут быть предоставлены частным лицам в аренду без торгов, с соответствующими ограничениями в их использовании.
Доводы о том, что на основании постановлений администрации МО «Зеленоградский район» № 814 от 05.05.2015 и № 1219 от 30.07.2015 образован земельный участок с КН №, границы которого в основном совпадают с границами земельного участка с КН № в том числе в месте расположения шлагбаума, и предназначенный для обслуживания жилой застройки, суд полагает не имеющими правового значения, поскольку права СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» на данный земельный участок с 2015 года по настоящее время не оформлены. Доводы о недобросовестном поведении администрации, препятствующей их оформлению, не обоснованы, в суд с требованиями о признании действий, бездействия или решений администрации СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» не обращался. Представленные ответы на два обращения СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» в 2019 и 2022 годах о недобросовестности администрации не свидетельствуют и не подтверждают заинтересованности административного истца в заключении соответствующего дополнительного соглашения к договору аренды с 2015 года до выдачи оспариваемого предписания.
Доводы о том, что исполнение предписания администрации повлечет причинение непоправимого ущерба имущественным интересам СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» вопреки положениям п.1 ч.9, ч.11 ст. 226 КАС РФ, какими либо доказательствами не подтверждены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, и заявленные СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления СПК «СОКОЛЬНИКИ де ЛЮКС» – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 15 июня 2022 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2022 года.
Председательствующий судья Безруких Е.С.