ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5273/17 от 13.12.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-5273/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Калининградской областной таможне об оспаривании решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он прибыл в Калининградскую область из <данные изъяты> для постоянного проживания в качестве члена семьи его дочери ФИО2, являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При переселении семьей 01 декабря 2016 года в составе личного имущества был ввезен автомобиль Honda Stream, 2001 года выпуска, VIN: . 04 сентября 2017 года он обратился в адрес Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, из ответа на которое следует, что для получения паспорта транспортного средства необходимо предоставить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Данный отказ таможенного органа является незаконным и грубо нарушает его права и права его дочери как лиц, переселяющихся в рамках Государственной программы, препятствует в реализации конституционного права на свободное пользование и распоряжение собственностью. Используемое в п. 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств понятие участников Государственной программы является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе и включает в себя как непосредственных участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на определенных указанной программой условиях. Просит суд обязать Калининградскую областную таможню выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль без предъявления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Административный истец ФИО1 в суд не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.

Представители административного истца по доверенности ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании поддержали административные исковые требования по указанным в административном исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что транспортное средство было приобретено на совместные денежные средства ФИО1 и его дочери, которые и в настоящее время ведут общее хозяйство и проживают совместно. Таможенный орган пытается нормой ведомственного приказа отменить те гарантии, которые утверждены Техническим регламентом, трактует нормы приказа без поправки на иные положения действующего законодательства. Для соответствия Техническому регламенту автомобиль не должен быть старше 2007 года выпуска и требование о предоставлении свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства является неисполнимым. Без паспорта транспортного средства эксплуатация автомобиля не возможна.

Представитель административного ответчика Калининградской областной таможни по доверенности ФИО5 возражала против административных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Указала, что для автомобилей старше 2007 года выпуска существует возможность переоборудования. Единственным документом, регулирующим порядок выдачи паспорта транспортного средства, является Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, зарегистрированное в Минюсте России, в соответствии с п. 60.9 которого ФИО1 не входит в закрытый перечень членов семьи участника Государственной программы. В удовлетворении административного иска просила отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, наличие которого обязательно для регистрации и допуска к участию в дорожном движении (абз. 2 п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств», п. 15.4.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение).

Согласно п. 4 Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.

Из содержания п. 70 названного Положения следует, что заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах (абз. 1). В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются (абз. 4).

Изъятия из данного правила предусмотрены в п. 71 Положения, согласно которому указанные требования не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

Подпункт 5 п. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – Технический регламент), устанавливает, что действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

В соответствии с пп. «б» п. 6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637, подтверждением статуса участника Государственной программы является свидетельство установленного образца. В подпункте «в» дано понятие членов семьи участников Государственной программы, к которым в том числе относятся родители участника.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 01 декабря 2016 года зарегистрирован в качестве члена семьи (отца) участника Государственной программы ФИО2 в территориальном органе Федеральной миграционной службы.

При прибытии для постоянного проживания в Калининградскую область из <данные изъяты> семьей в составе личного имущества был ввезен автомобиль Honda Stream, 2001 года выпуска, VIN: , 26 сентября 2010 года зарегистрированный за ФИО1

04 сентября 2017 административный истец обратился с заявлением в адрес Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни с просьбой о выдаче паспорта транспортного средства (далее – ПТС) в отношении ввезенного автомобиля.

Из ответа начальника Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни на заявление от 04 сентября 2017 года видно, что в выдаче ПТС таможенным органом было отказано со ссылкой на п. 60.9 Положения в связи с необходимостью представления ФИО1 свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС) как лицом, не входящим в перечень лиц, освобожденных от соответствующей обязанности.

По результатам рассмотрения обращения административного истца в приемную Президента РФ в Калининградской области по тому же вопросу, Калининградской областной таможней сделаны аналогичные выводы о том, что в п. 60.9 Положения отсутствует такая категория лиц как родители участника Государственной программы, в связи с чем, возможность выдачи заявителю ПТС без предоставления СБКТС действующим законодательством не предусмотрена, о чем в адрес ФИО1 направлен письменный ответ от 17 октября 2017 года.

Между тем, оспариваемый отказ таможенного органа в выдаче ПТС по мотиву непредставления документов, свидетельствующих о соответствии экологического класса транспортного средства требованиям Технического регламента, не может быть признан законным.

В Техническом регламенте под физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, подразумеваются как сами участники Государственной программы, так и члены их семьи, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и в связи с этим также принимающие участие в названной Государственной программе.

Соответственно, требования п. 70 Положения о необходимости предоставления СБКТС для целей получения ПТС на указанные категории лиц не распространяются, на что прямо указано в п. 71 того же Положения.

Так согласно разъяснениям ФТС России от 04.02.2016 «По вопросам совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физических лиц, прибывающих (переселяющихся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, беженцев и вынужденных переселенцев» при выдаче ПТС строка 17 ПТС «Экологический класс» заполняется без предоставления СБКТС только на транспортные средства, ввозимые участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Действие технического регламента не распространяется, в том числе, на автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы и членами их семей по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

ПТС на транспортные средства, экологический класс которых не соответствует установленным требованиям, выдаются таможенными органами собственникам, относящимся к одной из указанных категорий физических лиц, только на одно транспортное средство.

При таком положении, вывод таможенного органа о том, что п. 60.9 Положения содержит закрытый перечень лиц, которым может быть выдан ПТС без предоставления СКБТС, положенный в основу оспариваемого отказа, является несостоятельным и возложение на административного истца как члена семьи участника Государственной программы не основанной на нормах действующего законодательства обязанности по предоставлению СБКТС влечет нарушение его прав и законных интересов, в том числе права пользования и распоряжения принадлежащим ему автомобилем.

Толкование таможенным органом п. 60.9 Положения в отрыве от иных норм действующего законодательства вступает в противоречие с целями Государственной программы, приведенными в разделе III, а именно: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения, и задачами, которые необходимо выполнить в рамках Государственной программы для достижения поставленных целей.

Изложенное является правовым основанием для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Калининградской областной таможне об оспаривании решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства – удовлетворить.

Обязать Калининградскую областную таможню выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ФИО1 автомобиль Honda Stream, 2001 года выпуска, VIN: , ввезенный на территорию Российской Федерации из <данные изъяты>, без предъявления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2017 года.

Судья: