Дело № 2а - 527/2018 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2018 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Хозинской С.В.,
при секретаре судебного заседания Полуэктовой С.Н.,
с участием представителя процессуального административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Шемчука О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Высоковского сельского поселения Торжокского района и Администрации Торжокского района о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным и обязании разработать и утвердить соответствующий регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным и обязании разработать и утвердить соответствующий регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного искового заявления указано следующее.
Торжокской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора установлено, что в деятельности администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района требования действующего законодательства не выполняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон) им регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно ст. 3 Федерального закона нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как следует из ст. 2 Федерального закона муниципальной услугой является деятельность органа местного самоуправления по реализации своих функций, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Как следует из п. п. 3, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 3, 28 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Высоковского сельского поселения Торжокского района к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, создание с развитии сельскохозяйственного производства, создание условий развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») предусмотрена возможность предоставления муниципальных преференций.
Под муниципальной преференцией следует понимать предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 ст. 4 Федерального закона).
Муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях указанных в ч. 1 ст. 19 Федерального закона.
Проведенным мониторингом официального сайта администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района установлено, что порядок реализации полномочий по предоставлению муниципальных преференций не регламентирован, соответствующий муниципальный нормативно-правовой акт отсутствует.
Согласно п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона.
При этом исходя из части 3 указанной статьи предусмотренные Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
В нарушение вышеуказанного законодательства администрацией Высоковского сельского поселения Торжокского района не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети - Интернет отсутствуют.
В свою очередь, исходя из ст. 14 Федерального закона стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Таким образом, межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией Высоковского сельского поселения Торжокского района не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере, вследствие чего граждане и юридические лица лишены права на получение обозначенной муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством о государственных и муниципальных услугах и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей.
Определением суда от 04 июля 2018 года в соответствии со ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация Торжокского района Тверской области, а в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области и Комитет по управлению имуществом Торжокского района.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца – помощник Торжокского межрайонного прокурора Шемчук О.С. поддержал заявленное административное исковое заявление по основаниям, изложенным в иске. При этом пояснил, что в апреле 2018 года проводилась проверка, по итогам которой в администрацию Высоковского сельского поселения Торжокского района было направлено представление, на которое они получили ответ, их которого видно, что глава сельского поселения признавала нарушение. Соглашение, на которое ссылается глава администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района, не может быть принято во внимание, так как в администрации Торжокского района также не разработан регламент.
Административный ответчик – администрация Высоковского сельского поселения Торжокского района, будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, а также представив в письменной форме возражения на административное исковое заявление, в которых выражено несогласие с требованиями, указанными в административном исковом заявлении прокурора, по следующим основаниям:
Соглашением от 14.11.2017г. Высоковского сельским поселением были переданы в район следующие полномочия по решению вопросов местного значения сельского поселения с передачей финансовых средств на их осуществление:
-составление проекта бюджета поселения, исполнение бюджета поселения, составление отчета об исполнении бюджета поселения;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
- распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- организация в границах поселения теплоснабжения;
- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
- до 01 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
- оказание поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям;
- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
С учетом полномочий сельского поселения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131- ФЗ и полномочий, переданных МУ «Торжокский район», представитель административного ответчика – Администрации Высоковского сельского поселения считает, что никаких преференций предоставить они не имеют возможности.
Передача полномочий производится ежегодно.
Между тем, требования прокурора не содержат видов и перечень преференций, подлежащих регламентированию.
Для уточнения, какая именно деятельность подпадает под перечисленные законом цели, необходимо обратиться к отраслевым законам, таким как Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г., Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.
В своем исковом заявлении административный истец требует разработать регламент на предоставление муниципальной услуги по предоставлению преференций. При этом ни на один нормативный документ, определяющий преференцию как услугу, истец не ссылается. Представитель Администрации Высоковского сельского поселения считает, что преференции не могут быть предоставлены как муниципальные услуги.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.
Согласно указанной статье муниципальная услуга должна иметь некий стандарт применимый либо ко всем, либо к четко определенной группе субъектов. Но преференция не может быть предоставлена по шаблону, установленному стандарту, так как является индивидуальной, адресной и может быть также применена при каких- то особенных, незапланированных заранее условиях, к кому то конкретно по не предусмотренной ранее причине (стихийные бедствия, аварии), а также для поддержания определенного вида деятельности необходимого, например, для развития территории при этом приоритеты могут изменяться в силу различных обстоятельств.
Также регламент подразумевает состав, последовательность и сроки выполнения процедур. Как было сказано ранее, преференция предоставляется адресно и не может иметь определенной, тем более единой, для всех видов преференций схемы ее предоставления, с указанием единых сроков и административных процедур.
В ряде случаев предоставление преференции четко и однозначно регламентировано действующим законодательством, например.
Предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" преференции для следующих категорий участников размещения заказа: учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28); организациям инвалидов (ст. 29); некоммерческим предприятиям/объединениям (СОНКО) (ст. 29); малым предприятиям (СМП) (ст. 29). Кроме того, преимущество имеют поставщики, предлагающие для госзаказчиков товары российского происхождения, или товаров, происходящих из стран ЕАЭС (в том числе Беларуси) (ст. 14).
Любая преференция по ст. 28-30 ФЗ-44 означает, что среди прочих равных предложений (условий исполнения контрактов), которые сделаны участниками аукциона /конкурса/ котировки, заказчик должен выбрать того, кто подпадает под соответствующую категорию лиц.
Порядок предоставления преференции и условия, при которых она может быть предоставлена, регламентируется несколькими правовыми актами, а именно: ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов в РФ», ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Перечисленные нормативно-правовые акты четко регламентируют порядок, условия и процесс предоставления муниципальной преференции, однако данную процедуру никоим образом нельзя считать муниципальной услугой.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - предоставление преференции должно быть согласовано с федеральным антимонопольным органом. При этом сам антимонопольный орган считает, что дача согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции является государственной функцией ФАС России и ее территориальных органов и не является государственной услугой, регламентируемой Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"(Письмо ФАС России от 05.07.2013 N АК/26062/13 "О направлении Методических рекомендаций по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций").
Таким образом, представитель Администрации Высоковского сельского поселения считает, что требования Торжокского межрайонного прокурора в заявленном им виде не могут быть удовлетворено судом, так как не может быть исполнено административным ответчиком. Невозможно разработать единый административный регламент на все виды существующих муниципальных преференций, так порядок их предоставления, сроки и условия различны. Кроме того, данный административный ответчик считает, что преференции не являются муниципальной услугой.
На основании изложенного представитель Администрации Высоковского сельского поселения просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Привлечённое судом к участию в деле в качестве административного ответчика – Администрация Торжокского района, будучи надлежащим образом извещенной о слушании административного дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Привлечённое судом к участию деле в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не прибыло, представив письменный отзыв, из которого следует, что Тверское УФАС России в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России), утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 года № 649/15, осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций регламентирован главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В целях реализации Закона о защите конкуренции утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.12.2009 № 841.
Государственные и муниципальные преференции предоставляются на основании заявлений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставлять государственную или муниципальную преференцию. Заявления подаются в антимонопольный орган, который в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции, такие заявления рассматривает. Исчерпывающий перечень целей предоставления преференций содержится в статье 19 Закона о защите конкуренции.
При этом предоставление преференций – право, а не обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Привлечённое судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Комитет по управлению имуществом муниципального образования город Торжок, будучи надлежащим образом извещенным о слушании административного дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия их представителя, решение по существу заявления оставил на усмотрение суда.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания не явившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, суд определил рассмотреть данное административное дело в отсутствие их представителей.
Заслушав представителя процессуального административного истца, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено следующее.
13 апреля 2018 года помощником Торжокского межрайонного прокурора Лебедевым К. А. проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления информации о нарушении прав предпринимателей на поднадзорной ему территории.
Из рапорта помощника Торжокского межрайонного прокурора от 13 апреля 2018 года следует, что порядок реализации полномочий по предоставлению муниципальных преференций, в том числе для решения вопроса местного значения по оказанию содействия развитию малого и среднего предпринимательства не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативно-правовые акты отсутствуют. Требования действующего законодательства в указанной сфере не исполняются, вследствие чего субъекты предпринимательской деятельности и иные лица лишены права на получение муниципальных преференций в соответствии с требованиями, установленные действующим законодательством.
Факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной преференции подтверждается распечаткой с официального сайта администрации Высоковского сельского поселения.
Торжокским межрайонным прокурором Виноградовой И. В. в адрес администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; разработать и утвердить муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок реализации полномочий по предоставления муниципальных преференций.
Требование Торжокского межрайонного прокурора исполнено не было, в адрес Торжокского межрайонного прокурора Администрацией Высоковского сельского поселения Торжокского района было направлено письмо, из которого следует, что предпринимателям оказываются информационно-методические услуги, иные вопросы находятся в проработке, ответ будет дан позднее.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Пункт 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.
Порядок предоставления преференции регламентирован Законом о защите конкуренции. Преференции являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом о развитии предпринимательства.
Понятия «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не тождественны.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции.
Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Таким образом, преференции, порядок предоставления которых регламентирован Законом о защите конкуренции, являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом о развитии предпринимательства.
Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления преференций, в том числе, цель - поддержка субъектов МСП (пункт 13). Из изложенного следует, что предоставление преференций в целях, не установленных в указанной норме, неправомерно.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Из совокупности положений части 1 статьи 19 и пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что исключением из случаев предварительного согласования с антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, регулируются Законом о развитии предпринимательства, который определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.
В силу статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федерального закона № 210 – ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Статья 2 закона содержит следующие основные понятия:
государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований;
административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно статье 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статья 12 данного закона, устанавливающая требования к структуре административных регламентов, также предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Орган местного самоуправления, осуществляющий публично значимую деятельность, вступает в правоотношения с неопределенным кругом физических и юридических лиц. Правовой режим и форма таких отношений регламентированы нормами действующего законодательства. Одной из таких форм является предоставление муниципальной услуги, осуществляемой на основании нормативного правового акта – административного регламента, обязанность по разработке и утверждению которого является основой публично значимой деятельности органа местного самоуправления.
Административный регламент имеет своей целью повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
Перечень вопросов местного значения предусмотрен частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 6 Федерального закона № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статья 12 данного закона, устанавливающая требования к структуре административных регламентов, также предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В силу положений ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Административным ответчиком – Администрацией Высоковского сельского поселения не подтвержден факт разработки административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что в судебном заседании достоверно установлено, что в муниципальном образовании - Администрации Высоковского сельского поселения административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции не разрабатывался.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что право предоставления муниципальной услуги предоставления муниципальной преференции при отсутствии административного регламента противоречит требованиям Федерального закона № 210 - ФЗ, направленного на закрепление и реализацию прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, административное исковое заявление подано Торжокским межрайонным прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 39 КАС РФ, и с целью защиты прав неопределённого круга лиц.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным, обязании разработать и утвердить указанный регламент подлежит удовлетворению.
В удовлетворении административного иска в части аналогичных требований к Администрации Торжокского района Тверской области суд полагает необходимым отказать, ввиду того, что функции по разработке и утверждению административного регламента возложены непосредственно на Высоковское сельское поселение, а не на муниципальное образование Торжокский район, которому в соответствии с соглашением от 14 ноября 2017 года передан ряд полномочий Высоковского сельского поселения по решению вопросов местного значения, более того, срок действия соглашения о передаче полномочий установлен до 31 декабря 2018 года.
Доводы административного ответчика – Администрации Высоковского сельского поселения, отражённые в возражениях, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, ввиду чего не могут быть признаны судом обоснованными.
Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор, взаимоотношения органов и учреждений разного уровня, сроки, необходимые для разработки, согласования и утверждения регламента, а также тот факт, что отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, суд считает необходимым обязать ответчика совершить вышеуказанные действия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом следует отметить, что в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, административный ответчик вправе в соответствии с требованиями статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным.
Обязать администрацию Высоковского сельского поселения Торжокского района Тверской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска к Администрации Торжокского района о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным и обязании разработать и утвердить соответствующий регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционных жалобы, представления.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья С.В. Хозинская