Дело № 2а-5285/18 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июля 2018 года город Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.23А Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Стасенко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котловской Татьяны Николаевны в лице представителя по доверенности Животок Сергея Викторовича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Котловская Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № и возложение обязанности на ответчика провести необходимые процедуры, предусмотренные ст. ст. 39.6 ЗК, 39.18 ЗК, для предоставления земельного участка в аренду. В обоснование заявленных требований истец указывает, что в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес>ФИО2 направлено заявление Вх. № от дата о предоставлении в аренду смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. для ведения личного подсобного хозяйства на основании п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Ответом № от дата отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на основании того, что истец не является резидентом ТОРЭС. Считает отказ незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Во-первых, вывод, что разрешенное использование «для ведения подсобного хозяйства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж1, ничем не мотивирован, в Правилах землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения № от дата (Правила), содержаться обратное. В едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) зарегистрированы данные от 06.2013, о том, что разрешенное использование испрашиваемого участка - «для ведения личного подсобного хозяйства», соответственно Ж1, Жр. Согласно гл. 4 Правил - градостроительный регламент, Ж1, Жр входит в зону усадебной застройки, в которой согласно Параметров указанной главы Правил, разрешается ведение подсобного хозяйства. Во-вторых, вывод ответчика о том, что основанием для отказа в предоставлении указанного участка является то, что участок входит в «Территорию опережающего социально-экономического развития», и Истец не является ее резидентом - не соответствует законодательству. Испрашиваемый участок не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, или в отношении него федеральным законом не установлен какой-либо запрет. Согласно ст. 7 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», все обременения, ограничения должны содержаться в ЕГРН. На момент подачи заявления ответчику, ЕГРН не содержал такой информации. Внесение кадастрового квартала земельного участка в перечень ТОРСЭР, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 629 г. Москва «О создании территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская"», не может являться причиной отказа в его предоставлении. К тому же, кадастровый квартал един с участком Истца, принадлежащим ей на праве собственности. Испрашиваемый участок находится сразу за участком Истца, прохода, проезда к спорному участку нет, кроме как через участок истца, так как он окружен огромным оврагом и лесополосой, большая часть участка представляет собой вышеуказанный овраг, маленькая часть, пригодная для использования облагораживается и фактически используется Истцом. Кроме того, не соблюдены сроки рассмотрения заявления. Административный истец Котловская Т.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель административного истца Котловской Т.Н. по доверенности Животок С.В. требования искового заявления поддержал в полном объеме. В судебном заседании административный ответчик - представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Гиренко К.Э., возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что разрешенное использование испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером № - «для ведения личного подсобного хозяйства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 1. Кроме того, весь земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории, в отношении которой приказом Минэкономразвития от 04.04.2017 № 68 «Об утверждении документации по планировке территории опережающего развития социально-экономического развития «Надеждинская» утвержден проект планировки территории ТОР «Надеждинская». Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно материалам дела, дата Котловской Т.Н. в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направлено заявление (вх. №) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. для ведения личного подсобного хозяйства, на основании п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Письмом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата. № Котловской Т.Н. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, на основании того, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № - «для ведения личного подсобного хозяйства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 1. Кроме того, весь земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории, в отношении которой приказом Минэкономразвития от дата№ «Об утверждении документации по планировке территории опережающего развития социально-экономического развития «Надеждинская» утвержден проект планировки территории ТОР «Надеждинская» (далее - ППТ). Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Согласно пп. 15 ч. 2 данной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Из материалов дела судом установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки, на территории Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района, утвержденным решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от дата№, испрашиваемый Котловской Т.Н. земельный участок с кадастровым номером 25:10:260001:499 расположен в территориальной зоне Ж 1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами постоянного проживания). Земельный участок расположен на землях населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № - «для ведения личного подсобного хозяйства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 1. В силу статьи 15 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, установления сервитутов в указанных целях, а также предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании (ч.2 ст. 28). Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе проведение по поручению уполномоченного федерального органа оценки изымаемого недвижимого имущества, осуществление необходимых кадастровых работ, проведение переговоров с правообладателями изымаемого недвижимого имущества (ч. 3 ст. 28). В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона №473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" до принятия решения о принудительном отчуждении земельного участка (изъятии земельного участка) в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе принять решение о резервировании данного земельного участка. Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" земельные участки, зарезервированные в целях размещения объектов развития инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно п.3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», территория социально-экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР создается по решению Правительства Российской Федерации, на основании предложения уполномоченного федерального органа. Указанное решение принимается в виде постановления и в том числе устанавливает описание местоположения границ ТОСЭР (часть 1, пункт 4 части 2 статьи 3 Закона № 473-ФЗ). Территория опережающего социально-экономического развития «Надеждинская» создана на территории муниципального образования «Надеждинскии муниципальный район» <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата№. Осуществлять деятельность на территории социально-экономического развития вправе только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеющего статус резидента ТОСЭР. Резидентами территории опережающего социально-экономического развития являются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации – юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным Законом № 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов. С учетом того, что статус резидента территории опережающего социально-экономического развития у Котловской Т.Н. отсутствует, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обоснованно пришел к выводу о невозможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка. В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. Анализируя отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Котловской Т.Н. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, суд приходит к выводу, что действия Департамента является законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства. В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов истца, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления Котловской Татьяны Николаевны в лице представителя по доверенности Животок Сергея Викторовича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду от дата. незаконным, и возложении обязанности, - отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 29.07.2018г. Судья Н.А.Буланова |