Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ташла 3 октября 2018 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Катеринина В.В.,
при секретаре судебного заседания Масленниковой Р.З.,
с участием: представителя административного истца помощника прокурора Ташлинского района Оренбургской области Туева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ташлинского района Оренбургской области Корнилова А.И., действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрации муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрации муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области и понуждении к исполнению обязанностей по установлению границ водоохраной зоны и прибрежных защитных полос водных объектов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ташлинского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ташлинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране водных объектов на территории муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области (далее по тексту МО Чернояровский сельсовет). Проверкой установлено, что на территории муниципального образования расположен водный объект - река Ташёлка, которая является притоком реки Иртек, впадающей в реку Урал.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены «Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (далее по тексту Правила).
Согласно п. п. 2, 3, 4 Правил, на установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с положениями Водного кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «д» п. 9 Положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 № 932-ук, в соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции и полномочия: осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Оренбургской области; осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Оренбургской области; осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Оренбургской области.
Таким образом, действующим законодательством, необходимым охранным мероприятием для сохранения и предотвращения истощения водного объекта является установление на местности границ его водоохранной зоны. Указанные полномочия Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства не исполняются, водный объект – река Ташёлка, расположенный на территории муниципальных образований, специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос не имеет.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Между тем, администрация муниципального образования мер по информированию населения об ограничении водопользования на реке Ташёлка, расположенной на территории муниципального образования, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов указанного водного объекта, не принимала.
Просит суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в части непринятия мер по установлению на местности границ водоохранных и границ прибрежных защитных полос реки Ташёлка, расположенной на территории МО Чернояровский сельсовет и размещению на местности специальных информационных знаков.
Признать незаконным бездействие администрации МО Чернояровский сельсовет, выразившееся в непринятии мер к информированию населения об ограничении водопользования на реке Ташёлка, расположенной на территории МО Чернояровский сельсовет, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов указанного водного объекта.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области осуществить мероприятия по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Ташёлка, расположенной на территории МО Чернояровский сельсовет и закрепить их путем размещения на местности специальных информационных знаков в срок до 1 сентября 2019 года.
Обязать администрацию МО Чернояровский сельсовет обеспечить информирование населения об ограничении водопользования на реке Ташёлка, расположенной на территории МО Чернояровский сельсовет посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов указанного водного объекта до 1 сентября 2019 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ташлинского района поддержал заявленные требования в полном объеме по указанны в иске основаниям. Возражал против предоставления отсрочки исполнения решения Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области до 31 декабря 2020 года.
Представитель ответчика администрации МО Чернояровский сельсовет в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление прокурора, указав, что Министерством в 2018 - 2019 году проводятся и запланированы мероприятия по закреплению установленных границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории муниципальных образований Оренбургской области специальными информационными знаками. Ввиду ограниченности бюджетных средств, выделяемых на осуществление водоохранных мероприятий, работа по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов будет производиться поэтапно. В настоящее время подготовлен перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек. При вынесении решения просили учесть, что установление границ водоохранной зоны и прибрежных защитных полос будет возможным не ранее 31 декабря 2020 года.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 65 Водного кодекса РФ установлено понятие водоохранной зоны: согласно ч.ч.1 и 2 cт.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены «Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Правил, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно п. 3 Правил, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г» п. 4 Правил, в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают: установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
На основании п. 6 Правил, органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают- размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
В соответствии с п.п. 10, 11 ст. 25 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных па территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «д» п. 9 Положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 №932-ук, в соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции и полномочия: осуществляет меры но предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Оренбургской области; осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Оренбургской области; осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Оренбургской области.
Таким образом, действующим законодательством, необходимым охранным мероприятием для сохранения и предотвращения истощения водного объекта является установление на местности границ его водоохранной зоны.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования расположен водный объект - река Ташёлка, которая является притоком реки Иртек, впадающей в реку Урал.
Проверкой, проведенной 20 сентября 2018 года, прокуратурой района установлено, что на территории МО Чернояровский сельсовет на протяжении водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в пойме р. Ташёлка отсутствуют специальные информационные знаки.
Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что вышеуказанные полномочия об установлении границ водоохраной зоны на р. Ташёлка Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства не исполняются, водный объект – река Ташёлка, расположенный на территории муниципальных образований, специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос не имеют. Данный факт ответчики не оспаривают.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ, информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Между тем, администрация муниципального образования мер по информированию населения об ограничении водопользования на реке Ташёлка, расположенной на территории муниципального образования, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов указанного водного объекта, не принимала. Данный факт подтвержден материалами дела и ответчики не оспаривают.
В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор обращается в целях защиты интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в защиту интересов Российской Федерации как собственника водных объектов, поскольку в результате незаконного бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в части непринятия мер к установлению специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также неисполнения возложенных законом обязанностей администрацией муниципального образования по информированию граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, может произойти застройка берегов водных объектов, размещение на них отходов производства и потребления, а также иные нарушения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ташлинского района Оренбургской области Корнилова А.И., действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в части непринятия мер по установлению на местности границ водоохранных и границ прибрежных защитных полос реки Ташёлка, расположенной на территории муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области и размещению на местности специальных информационных знаков.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к информированию населения об ограничении водопользования на реке Ташёлка, расположенной на территории муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, посредством размещения специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов указанного водного объекта.
Возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обязанность осуществить мероприятия по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Ташёлка, расположенной на территории муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области и закрепить их путем размещения на местности специальных информационных знаков в срок до 1 сентября 2019 года.
Возложить на администрацию муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области обязанность обеспечить информирование населения об ограничении водопользования на реке Ташёлка, расположенной на территории муниципального образования Чернояровский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, посредством размещения специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов указанного водного объекта в срок до 1 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, которое составлено 5 октября 2018 года.
Судья В.В. Катеринин