ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5291/2016 от 01.11.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-5291/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Псков **.** 2016 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Никитиной М.Б.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кадастрового инженера ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязании поставить на государственный кадастровый учет объект капитального строительства и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кадастровый инженер ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование требований указал, что **.**.2016 обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства №** Решением административного ответчика №** от **.**.2016 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости на срок до **.**.2016 в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку не предусмотрено предоставление заявления о постановке на государственный кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости, а также форма и содержание технического плана не соответствует требованиям закона. Решением административного ответчика №** от **.**.2016 истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Административный истец с указанным решением не согласен, поскольку истец обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объект капитального строительства – водопроводной сети, расположенной на двух земельных участках с КН №** по адресу: <...> д. №**, лит №** и с КН №** по адресу: <...> д. №**, лит №** и землях общего пользования (квартал №**), таким образом довод административного ответчика о том, что государственный кадастр недвижимости содержит информацию о здании с КН №**, расположенном по адресу: <...> д. №** не обоснован, так как не относится к предмету заявления. Также, по мнению административного истца необоснованным является вывод о том, что форма и содержание технического плана не соответствуют Закону. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Одним из таких документов является технический план сооружения, форма и требования к подготовке которого утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке". Административным истцом определено, что общая протяженность сооружения составляет 272 метра, следовательно, контур такого сооружения должен быть отображен разомкнутой линией, образованной начальной и конечной точками, расположенными на центральной оси сооружения, что и было сделано кадастровым инженером в полном соответствии с требованиями п. 26 Требований. Замкнутые линии в обозначении контура сооружения в техническом плане отсутствуют. В связи с чем кадастровый инженер ФИО1 обратился в суд за защитой своих прав и просит признать незаконным решение №** от **.**.2016 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязать административного ответчика поставить на государственный кадастровый учет объект капитального строительства – водопроводную сеть, расположенную на двух земельных участках с КН №** по адресу: <...> д. №**, лит №** и с КН №** по адресу: <...> д. №**, лит №** и землях общего пользования (квартал №**) и взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу в судебном заседании исковые требования не признал, представил возражения, в которых указал, что **.**.2016 поступило заявление кадастрового инженера ФИО1 о государственном кадастровом учете сооружения, расположенного по адресу: <...> д. №**, лит №** в связи с его созданием с приложением технического плана сооружения б/н от №**.2015. При проверке технического плана и документов, приложенных к нему, установлено, что спорное сооружение водопроводная сеть является линейным объектом недвижимости протяженностью 272 метра. Государственный кадастр недвижимости содержит информацию об объекте недвижимости - нежилом здании, расположенном по адресу: <...> д. №**, лит №**, площадью 4926,3 кв.м. Законом о кадастре не предусмотрена постановка на учет объекта недвижимости в случае, если сведения об указанном объекте недвижимости внесены в ГКН. Поскольку документы, представленные административным истцом, по содержанию не соответствовали требованиям Закона о кадастре, органом кадастрового учета в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение о приостановлении кадастрового учета на срок до **.**.2016. Поскольку в течение срока, установленного для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, указанные обстоятельства устранены не были, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Решение о приостановлении кадастрового учета административным истцом не обжаловалось. Учитывая, что решение №** от **.**2016 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости соответствует требованиям законодательства, то требования административного истца являются незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Р.» на основании договора купли-продажи №** от **.**.2004 принадлежит на праве частной собственности нежилое здание общей площадью 4946, 1 кв.м., расположенное по адресу: <...> д. №**, лит. №** (л.д. 35).

В соответствии с договором №** аренды земельного участка от **.**.2014 Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга предоставил ООО «Р.» земельный участок, расположенный по адресу: <...> д. №**, лит №**, площадью 9138 кв.м. (л.д. 43-47).

По заказу ООО «Р.» кадастровым инженером ФИО1 **.**.2015 подготовлен технический план сооружения водопроводной сети, расположенной на двух земельных участках с КН №** по адресу: <...> д. №**, лит №** и с КН №** по адресу: <...> д. №**, лит №**. и землях общего пользования (квартал №**) (л.д. 20-34).

**.**2016 кадастровый инженер ФИО1 обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на государственный учет объекта капитального строительства №**.

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу №** от **.**.2016 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости на срок до **.**.2016 в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку не предусмотрено предоставление заявления о постановке на государственный кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости, а также форма и содержание технического плана не соответствует требованиям закона (л.д. 9-11).

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу №** от **.**.2016 истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 12).

Признавая оспариваемый отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу соответствующим требованиям действующего законодательства, суд исходит из следующего.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с. ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу п.1,2, и 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Согласно ч. 2 данной статьи в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.

В силу ч. 3 технический план состоит из графической и текстовой частей.

Согласно ч. 5 названной статьи местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке

В соответствии с ч. 9 ст. 41 указанного Закона технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Форма технического плана сооружения и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке".

Согласно п.п. 4 п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке" к текстовой части технического плана относится, в том числе, раздел - описание местоположения сооружения на земельном участке.

В соответствии с п. 26 Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке" в технический план включаются координаты характерных точек контура сооружения, то есть точек изменения описания контура сооружения на земельном участке.

Контур сооружения (части сооружения) может быть отображен в виде:

1) замкнутой линии, образуемой проекцией внешних границ ограждающих конструкций (стен) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли;

2) разомкнутой линии, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения, между условными начальной и конечной точками сооружения (в случае если сооружение является протяженным, например линия электропередачи, трубопровод и тому подобное). Местоположение таких точек (начальной и конечной) определяется кадастровым инженером.

При необходимости контур сооружения может быть отображен на Чертеже и Схеме комбинированным способом - в виде сочетания замкнутых и разомкнутых линий.

В силу п. 27 Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке" в случае если контур сооружения, представляющий собой замкнутую линию, является окружностью, в технический план включаются координата центра такой окружности и значение радиуса (например, в случае если сооружение является скважиной, резервуаром, колодцем и тому подобным).

В случае если сооружение является подземным, контур такого сооружения на земельном участке определяется как совокупность контуров конструктивных элементов такого подземного сооружения, расположенных на поверхности земельного участка, и контуров подземных конструктивных элементов.

Если сооружение не имеет конструктивных элементов, расположенных на поверхности земельного участка, контур сооружения определяется как проекция подземных конструктивных элементов на горизонтальную плоскость.

При этом проекция подземных конструктивных элементов на Чертеже и Схеме отображается схематично одним из способов, указанных в пункте 26 настоящих Требований, специальными условными знаками.

Из технического плана следует, что спорное сооружение водопроводная сеть является линейным объектом недвижимости протяженностью 272 метра.

В связи с чем в силу вышеизложенного контур сооружения должен быть отображен разомкнутой линией, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения.

В техническом плане, изготовленном административным истцом, контур сооружения отображён как разомкнутая линия с указанием начальной и конечной точек, что не соответствует действительному расположению объекта и требованиям Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке".

Кроме того, установлено, что государственный кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости – нежилом здании, расположенном по адресу: <...> д. №**, лит №**, с КН №**.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на государственный кадастровый учет не предусмотрена в случае, если сведения об указанном объекте недвижимости внесены в ГКН.

Таким образом в силу действующего законодательства, осуществление кадастрового учета линейного сооружения, расположенного по адресу: <...> д. №**, лит №** не представляется возможным.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

В связи с несоответствием поданных кадастровым инженером документов требованиям законодательства, решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу №** от **.**.2016 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости на срок до **.**.2016.

Решение о приостановлении кадастрового учета №** от **.**2016 административным истцом не обжаловалось.

Из материалов дела и объяснений сторон установлено, что в течение срока, установленного для устранения обстоятельств, послуживших для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, указанные обстоятельства устранены не были.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

**.**.2016 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу принято оспариваемое административным истцом решение №** об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости. В качестве причины для отказа в осуществлении кадастрового учета указано на положения п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ.

Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о кадастре и Правил, приходит к выводу о доказанности тех обстоятельств, что решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу о приостановлении в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, и оспариваемое решение №** от **.**.2016 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости приняты в соответствии с Законом о кадастре.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований кадастрового инженера ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязании поставить на государственный кадастровый учет объект капитального строительства и взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Мотивированное решение изготовлено **.** 2016 года.