Дело № 2а-5295/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 30 октября 2018 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Жармухамбетовой А.М.,
с участием:
- административного истца – Ворониной Ольги Борисовны<дата> года рождения, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
- административного ответчика – администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в лице представителя Евтеревой Елены Владимировны, действующей на основании доверенности от 19.07.2018 № 07-74-108/18-0-0, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ворониной Ольги Борисовны о признании незаконным распоряжения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Воронина О.Б. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором заявила следующие требования:
- признать незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 14.05.2018 № 1294-р о снятии Ворониной О.Б. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга восстановить Воронину О.Б. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Свои требования Воронина О.Б. мотивировала тем, что состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещений, как проживающая в общежитии, с 1989 года. Занимаемое ею в общежитии жилое помещение в 2006 году приобрело статус в квартиры, в отношении которой в 2010 году на основании решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга был заключен договор социального найма с последующей приватизацией. Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 14.05.2018 Воронина О.Б. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что уровень ее жилищной обеспеченности превысил действующую норму предоставления в связи с наличием квартиры в г. Таганрог, право собственности на которую перешло к ней в порядке наследования. Между тем, основания, по которым она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не изменились, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга с 2010 года уже было известно о наличии у нее квартиры в Таганроге, что свидетельствует о незаконности распоряжения от 14.05.2018.
Административный истец Воронина О.Б. в судебное заседание явилась, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Евтерева Е.В. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, указав на то, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех помещений, принадлежащих гражданину и членам его семьи, либо занимаемых ими по договорам социального найма. Поскольку административному истцу принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, то уровень жилищной обеспеченности административного истца превысил норму предоставления жилых помещений по договорам социального найма, что явилось основанием для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд, исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Воронина О.Б. постоянно зарегистрирована и проживает по месту жительства в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
Занимаемое административным истцом жилое помещение состоит из 1 комнаты, жилой площадью 18,20 кв.м., принадлежит административному истцу на основании договора передачи доли в коммунальной квартире в собственность граждан № ПР/0/1001 от 28.02.2013.
Доля общей площади жилого помещения, принадлежащего Ворониной О.Б., составляет 28,46 кв.м. (381,90 (общая площадь квартиры)/244,20 (площадь жилых помещений)*18,20 (площадь комнаты))
До 24.04.2006 указанное жилое помещение являлось общежитием.
На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Воронина О.Б. состоит с 23.03.1989, как проживающая в общежитии.
Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 14.05.2018 № 1294-р Воронина О.Б. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для снятия с учета указана часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводный закон).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет нуждающихся для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, лица, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 01.12.2009 № 1549-О-П, положения части 2 статьи 6 Вводного закона не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
На момент постановки административного истца на учет по предоставлению жилой площади, то есть 23.03.1989, действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 07.09.1987 № 712/6 (далее Правила учета).
В соответствии с п. 16 и 16.1 Правил учета, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, в том числе, проживающие в общежитиях и не имеющие другой жилой площади, пригодной для постоянного проживания.
Согласно п. 29.1 вышеназванных Правил, снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Жилищная обеспеченность гражданина должна определяться исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых заявителями и членами их семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (пункт 2 статьи 51 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что административному истцу Ворониной О.Б. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 43,70 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
Право собственности на указанную квартиру у Ворониной О.Б. возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 17.08.2006.
Таким образом, на дату принятия администрацией района оспариваемого решения от 14.05.2018 жилищная обеспеченность Ворониной О.Б. по общей площади жилых помещений, исходя из суммы общей площади жилого помещения в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (28,46 кв.м.), и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (общая площадь 43,70 кв.м.), составила 72,16 кв.м., что превышает установленную Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норму предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина.
Также суд полагает необходимым отметить следующее.
По смыслу положений, указанных в пунктах 29.1 и 36 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 07.09.1987 № 712/6, при выявлении наличия у граждан и членов их семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, площадь которых совокупно с занимаемыми ими жилыми помещениями превышает размер, установленный пунктом 12 настоящих Правил, предоставление жилых помещений не осуществляется, а производится снятие таких граждан с учета.
При этом как ранее, так и ныне действующие жилищное законодательство не содержало правовых норм, устанавливающих, что вышеприведенное основание для снятия с учета не распространяется на лиц, проживающих в общежитиях.
Признание граждан, проживающих в общежитиях, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось без учета площади занимаемых ими жилых помещений в виду того, что такие жилые помещения предоставлялись для проживания на период работы или учебы, то есть временно, что следовало из положений статей 109 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Осуществляемый в дальнейшем перевод жилых помещений в общежитиях в статус квартир, их предоставление гражданам на условиях социального найма, позволяет сделать вывод о правомерном учете таких помещений при установлении уровня жилищной обеспеченности для целей ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Воронина О.Б. обоснованно была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что решение о снятии с учета в отношении Ворониной О.Б. принято по результатам актуализации учетного дела, в ходе которой были получены сведения о наличии другого жилого помещения в собственности, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающим порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
ОТКАЗАТЬ Ворониной Ольге Борисовны в удовлетворении административного искового заявления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято 06.11.2018.