ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-529/16 от 15.02.2016 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а – 529/16 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2016 г. г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Сергеевой А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тверской области о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, возложении обязанности восстановить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УФМС России по Тверской области о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, возложении обязанности восстановить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. В обоснование иска указано, что истец является гражданином Республики Молдова, в 2000 году впервые прибыл на территорию РФ для проживания и работы; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак с гражданкой РФ ФИО2, работал в ООО «Комбинат металлических конструкции. 17 ноября 2014 г. ФИО1 выдано разрешение на временное проживание на территории РФ. 02 декабря 2015 г. административный истец написал нотариально заверенное заявление об отказе от гражданства Республики Молдова для принятия гражданства Российской Федерации. Решением УФМС России по Тверской области от 24 февраля 2015 г. аннулировано выданное 17 ноября 2014 г. ФИО1 разрешение на временное проживание на территории РФ на основании ст. 7 п.1 п.п.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». О данном решении административному истцу стало известно 15 декабря 2015 г. при посещении отдела УФМС России по Тверской области в Заволжском районе г.Твери с целью установленного законом подтверждения проживания иностранного гражданина в РФ, в паспорте поставлен штамп «Аннулировано». Принятие данного решения нарушает права административного истца, который вынужден покинуть территорию РФ и расстаться со своей семьей. Административный истец просит признать незаконным решение УФМС России по Тверской области от 24 февраля 2015 г. об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ; обязать УФМС России по Тверской области восстановить разрешение на временное проживание на территории РФ.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 в судебном заседании поддержали исковые требования.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 в период проживания на территории РФ постоянно отмечался в административном органе, 06 ноября 2015 г. ему выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. ФИО1 состоит в браке с гражданской РФ, трудоустроен, намерен получить гражданство РФ и постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Представитель административного ответчика УФМС России по Тверской области ФИО4 в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что 23 сентября 2014 г. ФИО1 обратился с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ. Решением УФМС России по Тверской области от 17 ноября 2014 г. № 2915/2014 ФИО1 разрешено временное проживание на территории РФ. При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ ФИО1 в качестве документа, подтверждающего пребывание на территории РФ, представил миграционную карту сер. 1514 № 0398484 с отметкой о пересечении границы КПП «Брянск № 129» от 03 августа 2014 г.. В базе АС ЦБД УИГ отсутствуют сведения о талоне «А» указанной миграционной карты, подтверждающей факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; направлен запрос в Управление пограничной службы ФСБ России по Брянской области о подтверждении факта въезда в Российскую Федерацию гражданина Молдовы ФИО1; получен ответ, что штамп КПП «Брянск № 129» не использовался в служебной деятельности КПП 03 августа 2014 г.. Постановлением Пролетарского районного суда г.Твери от 14 января 2015 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 19.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначен административный штраф без выдворения за пределы РФ. При подаче заявления о разрешении на временное проживание на территории РФ ФИО1 представил подложный документ и сообщил заведомо ложные сведения – миграционную карту с отметкой о пересечении границы. Длительность проживания на территории Российской Федерации не влияет на принятие решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. ФИО1 направлено уведомление о принятом решении.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

На основании ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание; 2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 3) миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

В соответствии со ст. 7 ч. 1 п. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

На основании ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013г. №214 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В пунктах 19-28 Административного регламента указаны исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

В пунктах 29-31 Административного регламента содержатся исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе для получения государственной услуги, а также способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

В соответствии с п. 30 Административного регламента для предоставления государственной услуги иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе представить по собственной инициативе миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину миграционной карты. Сведения, содержащиеся в миграционной карте, находятся в распоряжении ФМС России.

На основании п. 32 Административного регламента непредставление заявителем указанных в пунктах 29 - 31 Административного регламента документов не является основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению.

Согласно п. 33 Административного регламента при предоставлении государственной услуги не допускается истребование от заявителя документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено Административным регламентом; истребование от заявителя документов и информации, которые находятся в распоряжении ФМС России и ее территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании установлено, что 03 августа 2014 г. гражданин Республики Молдова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, въехал в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы.

Согласно свидетельству о заключении брака серии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с гражданкой РФ ФИО2, в связи с чем, разрешение на временное проживание ему может быть выдано без учета утвержденной Правительством РФ квоты.

23 сентября 2014 г. ФИО1, обратился в отдел УФМС в Пролетарском районе г.Твери с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ. Вместе с заявлением ФИО1 представил миграционную карту сер. с отметкой о пересечении границы КПП «Брянск » от 03 августа 2014 г..

При проверке заявления установлено, что в базе АС ЦБД УИГ отсутствуют сведения о талоне «А» указанной миграционной карты, подтверждающей факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. 07 ноября 2014 г. УФМС России по Тверской области направлен запрос в Пограничное Управление УФСБ России по Брянской области о проверке факта пересечения ФИО1 границы РФ 03 августа 2014 г., об использовании штампа КПП «Брянск ». В представленных УФМС России по <адрес> материалах имеется ответ Пограничного Управления УФСБ России по Белгородской и Воронежской областям от 24 февраля 2015 г. о том, что штамп «Долбино » 23 августа 2014 г. в службе не использовался.

Решением УФМС России по Тверской области от 17 ноября 2014 г. гражданину Республики Молдова ФИО1 разрешено временное проживание в Российской Федерации сроком на три года.

14 января 2015 г. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов.

Согласно протоколу об административном правонарушении гражданин Республики Молдова ФИО1 при подаче в орган миграционного учета уведомления о прибытии в место пребывания и последующей постановке на миграционный учет по адресу: <адрес>, предъявил миграционную карту сер. с отметкой о пересечении границы КПП «Брянск » от 03 августа 2014 г., содержащую сведения о пересечении границы 03 августа 2014 г. в виде штампа установленного образца КПП «Брянск-129». При проведении проверки подтверждения факта въезда в РФ из Управления пограничной службы ФСБ России по <адрес> поступила информация: дата штамп КПП «Брянск-129» в службе 03 августа 2014 г. не использовался.

Материал об административном правонарушении в отношении ФИО1 направлен для рассмотрения в Пролетарский районный суд г.Твери.

В постановлении Пролетарского районного суда г.Твери от 14 января 2015 г. об привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 19.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся установочные данные ФИО1, изложено событие правонарушения, пояснения ФИО1, однако в резолютивной части постановления виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признан ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

24 февраля 2015 г. УФМС России по Тверской области принято решение об аннулировании гражданину Республики Молдова ФИО1 разрешения на временное проживание в Тверской области, выданное 20 ноября 2014 г..

Основанием принятия решения послужило представление ФИО1 при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание подложного документа и сообщение заведомо ложных сведений - миграционной карты сер с отметкой о пересечении границы КПП «Брянск » от 03 августа 2014 г..

24 февраля 2015 г. ФИО1 направлено уведомление о принятом решении по адресу: <адрес>. Уведомление ФИО1 не получено, поскольку согласно штампу в национальном паспорте с 14 января 2015 г. ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из пояснений административного истца следует, что о принятом решении ему стало известно 15 декабря 2015 г. при посещении отдела УФМС России по Тверской области в Заволжском районе г.Твери с целью установленного законом подтверждения проживания иностранного гражданина в РФ. Специалистом отдела в национальном паспорте на разрешении временного проживания поставлен штамп «Аннулировано» и штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

В соответствии со ст. 64 ч. 3 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

В соответствии со ст. 19.27 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

На основании ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2006г.№109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Постановлением суда по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 установлено, что ФИО1 при подаче в орган миграционного учета уведомления о прибытии в место пребывания и последующей постановке на миграционный учет по указанному им адресу представлена миграционная карта, содержащая недостоверные сведения о въезде в Российскую Федерацию.

Из приведенных норм закона следует, что выданное ранее разрешение на временное проживание аннулируется в случае представления поддельных или подложных документов либо сообщения заведомо ложных сведений при обращении с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. При этом Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации миграционная карта отнесена к исчерпывающему перечню документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе для получения государственной услуги.

По смыслу ст. 7 ч. 1 п. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под представлением поддельных или подложных документов либо сообщением заведомо ложных сведений следует понимать умышленное представление недостоверных документов и указание гражданином недостоверной информации о себе в случаях, когда обязанность по представлению определенной информации предусмотрена законом. Представлением поддельных или подложных документов либо сообщением заведомо ложных сведений является осознанное указание гражданином в требуемых законом форме и порядке необходимой для конкретных целей информации, которая не соответствует действительности, что достоверно известно данному гражданину в момент представления такой информации.

В соответствии со ст. 62 ч. 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В ходе судебного заседания суду не представлено достаточных доказательств наличия умысла со стороны заявителя в представлении поддельных или подложных документов либо внесении в заявление заведомо ложных сведений.

При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание ФИО1 не обязан был представлять миграционную карту, вправе представить ее по собственной инициативе. Сведения, содержащиеся в миграционной карте, находятся в распоряжении ФМС России, которая обязана осуществлять контроль за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02 марта 2006 г. № 55-О, от 25 января 2012г. №179-О-О, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно, как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. При решении вопроса о выдаче или об аннулировании разрешения на временное проживание иностранному гражданину, необходимо учитывать личность этого иностранного гражданина, его семейное положение, характер и степень общественной опасности совершенных им нарушений.

Аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой Российской Федерации, влечет обязанность иностранного гражданина покинуть территорию Российской Федерации, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни.

Оспариваемым решением непосредственно затрагиваются права супруги административного истца, гражданки РФ. Исполнение решения влечет разлучение супругов либо вынуждает супругу иностранного гражданина покинуть территорию Российской Федерации вместе с ним.

При таких обстоятельствах вопрос о законности действий Миграционной службы должен рассматриваться не только на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, но и возможного нарушения прав, гарантированных нормами международного права.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, исходя из изложенного, суд считает, что не установлен умысел административного истца на представление поддельных или подложных документов либо сообщение заведомо ложных сведений, а аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, хотя и не препятствует повторному въезду ФИО1 в Российскую Федерацию, но существенно нарушает права его супруги, гражданки РФ.

При оценке личности административного истца суд учитывает, что согласно копии трудовой книжки ФИО1 трудоустроен, имел регистрацию по месту жительства в г.Твери; 06 ноября 2015 г. ФИО1 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Решение об аннулировании разрешения на временное проживание принято без надлежащей оценки изложенных обстоятельств.

Поскольку в резолютивной части оспариваемого решения содержится указание на аннулирование разрешения, выданного 20 ноября 2014 г., суд оставляет такую редакцию оспариваемого решения.

При наличии установленных обстоятельств суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о признании незаконным и отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, возложении обязанности восстановить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области от 24 февраля 2015 года об аннулировании ФИО1 разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации от 20 ноября 2014 г..

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Тверской области восстановить ФИО1 разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.Н.Багаева.