РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 июля 2018 года
Новоалександровский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Клипальченко А.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес>ФИО4,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-526/2018 по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Новоалександровского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, обязании в течение 6 месяцев устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Новоалександровского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, обязании в течение 6 месяцев устранить допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией муниципального образования Новоалександровского городского округа <адрес>, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования расположены следующие гидротехнические сооружения (далее - ГТС): - ГТС пруда, расположенное в 3,8 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), водосбросное сооружение (шахтный водосброс), водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруд, расположенное в 0,2 км С <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск). - ГТС пруда, расположенное в 0,9 км ЮВ <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №). - ГТС пруда, расположенное в 2,1 км 3 <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруда, расположенное в 2,5 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (туннельный водосброс), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. При этом, проверкой выявлены нарушения ст. ст. 8, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № - ФЗ) и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - ПБ 03-438-02): - отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение ст. 9 Закона № - ФЗ); - отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно - правовые акты и нормативно - технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение п. 2.1 ПБ-03-438-02); - не составлена декларация безопасности ГТС (нарушение п. 2.3 ПБ-03- 438-02); - не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение ст. 9 Закона № - ФЗ, п. 5.1 ПБ-03-43 8-02); - не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение п. 2.5 ПБ-03-438-02); - не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС (нарушение п. 2.6 ПБ-03-438-02); - не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга (нарушение п. 2.8 ПБ-03-438-02); - не определено лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасным состоянием и эксплуатацией ГТС (нарушение ст. 9 Закона №- ФЗ); - не разработаны инструкции по эксплуатации ГТС (нарушение п. 2.23 ПБ-03-438-02); - не разработан и не согласован с органом местного самоуправления план - схема по предупреждению населения о возможных чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение ст. 9 Закона № - ФЗ). Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. Статьями 8,9 Закона № 117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. По данным Новоалександровского отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, право собственности на указанные ГТС не зарегистрировано, на учете в качестве бесхозяйных, не состоят, эксплуатирующей организации не имеется. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Новоалександровского городского округа, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: - ГТС пруда, расположенное в 3,8 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), водосбросное сооружение (шахтный водосброс), водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруд, расположенное в 0,2 км С <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруда, расположенное в 0,9 км ЮВ <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №); - ГТС пруда, расположенное в 2,1 км 3 <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина),
ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруда, расположенное в 2,5 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (туннельный водосброс), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск). Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Новоалександровского городского округа обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных гидротехнических сооружений. Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Новоалександровского городского округа обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - вышеуказанных гидротехнических сооружений.
На административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> административным ответчиком поданы письменные возражения, из содержания которых просят в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Новоалександровского городского округа <адрес> отказать, поскольку администрацией в настоящее время принимаются меры по оформлению документов на указанные ГТС.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО4, заявленные административные исковые требования прокурора поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации Новоалександровского городского округа <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Настоящее административное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, что соответствует требования ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией муниципального образования Новоалександровского городского округа <адрес>, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования расположены следующие гидротехнические сооружения (далее - ГТС): - ГТС пруда, расположенное в 3,8 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), водосбросное сооружение (шахтный водосброс), водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруд, расположенное в 0,2 км С <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск). - ГТС пруда, расположенное в 0,9 км ЮВ <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: ВодопОдпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №). - ГТС пруда, расположенное в 2,1 км 3 <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск); - ГТС пруда, расположенное в 2,5 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (туннельный водосброс), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. При этом, проверкой выявлены нарушения ст. ст. 8, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № - ФЗ) и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - ПБ 03-438-02): - отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение ст. 9 Закона № - ФЗ); - отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно - правовые акты и нормативно - технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение п. 2.1 ПБ-03-438-02); - не составлена декларация безопасности ГТС (нарушение п. 2.3 ПБ-03- 438-02); - не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение ст. 9 Закона № - ФЗ, п. 5.1 ПБ-03-43 8-02); - не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение п. 2.5 ПБ-03-38-02); - не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС (нарушение п. 2.6 ПБ-03-438-02); - не осуществляется мониторинг за безопасным состоянием ГТС, отсутствует проект ведения мониторинга (нарушение п. 2.8 ПБ-03-438-02); - не определено лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасным состоянием и эксплуатацией ГТС (нарушение ст. 9 Закона № 117-ФЗ); -не разработаны инструкции по эксплуатации ГТС (нарушение п. 2.23 ПБ-03-438-02); - не разработан и не согласован с органом местного самоуправления план - схема по предупреждению населения о возможных чрезвычайных ситуациях на ГТС (нарушение ст. 9 Закона № 117-ФЗ). Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. Статьями 8,9 Закона № 117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
Статьями 8, 9 Закона № 117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
По данным Новоалександровского отдела Управления Росреестра по <адрес>, право собственности на указанные ГТС не зарегистрировано, на учете в качестве бесхозяйных, не состоят, эксплуатирующей организации, не имеется.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Закона № 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
При этом, полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городских округов.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется «Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 Порядка, обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные п. 16 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, наличие на территории муниципального образования объекта повышенной опасности - гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления - администрацией городского округа обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В этой связи административное исковое требование и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалександровского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, обязании в течение 6 месяцев устранить допущенные нарушения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоалександровского городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, обязании в течение 6 месяцев устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Новоалександровского городского округа <адрес>, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества:
- ГТС пруда, расположенное в 3,8 км ЮЗ <адрес>, сооружения на объекте: водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), водосбросное сооружение (шахтный водосброс), водосбросное сооружение (донный водовыпуск).
- ГТС пруд, расположенное в 0,2 км С <адрес>, сооружения на объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск).
- ГТС пруда, расположенное в 0,9 км ЮВ <адрес>, сооружения на
объекте: ГТС: ВодопОдпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск №).
- ГТС пруда, расположенное в 2,1 км 3 <адрес>, сооружения на
объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск).
- ГТС пруда, расположенное в 2,5 км ЮЗ <адрес>, сооружения на
объекте: ГТС: Водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), ГТС: Водосбросное сооружение (туннельный водосброс), ГТС: Водосбросное сооружение (донный водовыпуск).
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа <адрес> в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа <адрес> в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – вышеуказанных гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.А. Клипальченко