ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-529/2021 от 15.03.2022 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД: 18RS0015-01-2021-000782-80

Дело № 2а-97/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 15 марта 2022 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шадриной Г.А., при секретаре судебного заседания Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности заключить договор управления многоквартирным домом по ул. 136 военная база г. Камбарка с проведением открытого конкурса,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Камбарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" о возложении обязанности в срок до 01.03.2022 заключить договор управления многоквартирным домом по ул. 136 военная база г. Камбарка, без проведения открытого конкурса.

Определением от 10.02.2022 произведена замена ненадлежащего административного ответчика - администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на надлежащего-Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (л.д. 68-70).

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования.

В окончательной редакции иска Прокурор просит суд возложить на административного ответчика обязанность в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу заключить договор управления многоквартирным домом по ул. 136 военная база г. Камбарка, с проведением открытого конкурса.

Представитель административного истца в лице старшего помощника прокурора Камбарского района ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее участвуя в судебном заседании, поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, а также изложенным в уточнении к иску.

Представитель ответчика – ФИО3, действующая на основании доверенности от 10.03.2022, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, уточненные исковые требования признала, просила предоставить срок для исполнения решения - шесть месяцев после вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание признание административным ответчиком административного иска, суд находит административные исковые требования прокурора Камбарского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3). Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения, водоснабжения населения, водоотведения и снабжение населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 1.1. ст. 6 от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям сельских поселений относится организация водоснабжения населения, а также организация для населения водоотведения.

В силу положения ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 5 статьи 200 ЖК РФ (т.е., если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении 15 дней с момента получения соответствующего уведомления от органа государственного жилищного надзора обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса), а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Аналогичные положения содержатся в Правилах проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75.

В соответствии с ч. 8 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Кроме этого, ч. 17 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации. В соответствии с ч.ч.1,2 Закона УР от 30.04.2021 № 41-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником поселений и муниципального образования «Камбарский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений и муниципального образования «Камбарский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В соответствии с п. 7 ст.7 Устава МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» к вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района 10.09.2021 главе МО «Камбарское» внесено представление об устранении нарушений №54-2021. На данное представление поступил ответ от 15.10.2021 № 1745 о его рассмотрении и невозможности принятии мер к выбору управляющей организации, в том числе, по многоквартирному дому, находящемуся по адресу: ул. 136 военная база, <адрес>.

Мониторинг Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, проведенный 22.12.2021, показал, что в системе отсутствуют сведения о способе управления многоквартирным домом, находящимся по адресу: ул. 136 военная база, <адрес>.

Несущие и ограждающие конструкции многоквартирного дома должны находиться в работоспособном состоянии, наличие управляющей компании обеспечивает сохранность жилого дома, обеспечивает безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования, предупреждает риск получения травм не только проживающих в нем граждан, но и неопределенного круга лиц (гостей, пешеходов, работников скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, сотрудников полиции и т.д.) при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием.

Органы местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения вправе создавать отраслевые (функциональные) подразделения, наделенные правами юридического лица.

В целях осуществления управленческих функций для решения отдельных вопросов местного значения представительным органом муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» создан и наделен правами юридического лица отраслевой (функциональный) орган - Управление территориального развития администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (решение Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» от 24.11.2021 года № 44).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы.

В соответствии с абз. 2 пп. 2.2.2 п. 2.2 ст. 2 Положения об Управлении территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» к вопросам местного значения муниципального образования отнесено обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Доказательств устранения нарушений ответчиком суду не представлено.

Анализ представленных доказательств, свидетельствует о том, что Управлением территориального развития администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» ненадлежащим образом осуществляются возложенные на нее обязанности, которые выражены в не принятии мер по определению управляющей компании для многоквартирным домом, расположенных на территории сельсовета, что может привести к нарушениям прав граждан, не только проживающих в данных многоквартирным домом, но и для остальных граждан проживающих и пребывающих на территории ул. 136 военная база г. Камбарка, на получение ими соответствующих коммунальных услуг, особенно в периоды года, когда температура окружающей среды является отрицательной, так как угроза возникновения чрезвычайной ситуации из-за срыва поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) в виде тепла, газа, воды, в т.ч. и из-за не проведения ремонта газопроводов, водопроводов, и других элементов жилищно-коммунальной инфраструктуры, которые на территории поселка взаимосвязаны между собой, может привести к отключению не только МКД, но и других жилых домов от указанных поставляемых услуг и тем самым причинить ущерб гражданам (неопределенному кругу лиц).

Данный факт подтвержден материалами дела, и ответчиком не оспорен.

Срок, заявленный прокурором, в течение которого административный ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, а именно в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения таких обязанностей. Доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок административным ответчиком в судебное заседание не представлено, возражений по иску с учетом оставшихся на разрешение суда требований не заявлено.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС РФ.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Камбарского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности заключить договор управления многоквартирным домом по ул. 136 военная база г. Камбарка с проведением открытого конкурса - удовлетворить.

Обязать Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу заключить договор управления многоквартирным домом по ул. 136 военная база г. Камбарка, с проведения открытого конкурса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2022 года.

Председательствующий Шадрина Г.А.