ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-52/2022 от 10.06.2022 Новочеркасского гарнизонного военного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Каплунова А.А., при помощнике судьи Лапееве А.М., с участием административного истца Долгодуша Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-52/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (звание) Долгодуша Е.И. об оспаривании действий начальника Филиала федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания», связанных с отказом в выплате командировочных расходов,

установил:

Долгодуш обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года находился в служебной командировке в войсковой части . Вместе с тем, начальник Филиала федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее – Филиал ФКУ «УФО Минобороны России по Республике Северная Осетия-Алания», финансовый орган) не выплатил ему командировочные расходы, состоящие из расходов на проживание в размере 42 387 рублей, и суточных в сумме 18 600 рублей.

В уточнённом административном исковом заявлении Долгодуш просил признать незаконным и отменить решения начальника Филиала ФКУ «УФО Минобороны России по Республике Северная Осетия-Алания» от 18 февраля 2022 года № 23/Ф6/376 и от 25 февраля 2022 года № 23/Ф6/426, а также взыскать с финансового органа либо с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» командировочные расходы, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, и отправкой почтовой корреспонденции.

В обоснование административных исковых требований Долгодуш указал, что, будучи военнослужащим войсковой части (), он, на основании приказа командира этой же воинской части, был направлен в служебную командировку в войсковую часть (). Вместе с этим командировочные расходы ему не выплатили.

В судебном заседании Долгодуш просил административный иск удовлетворить и показал, что по месту служебной командировки он питанием и проживанием не обеспечивался. В столовой воинской части по месту служебной командировки питались только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. В гостинице он проживал 18 дней, а затем, в связи с большими денежными затратами, стал снимать жилое помещение по договору найма. Для убытия в г. Новочеркасск и прибытия оттуда ему выдавались воинские перевозочные документы. В командировку убыл один, а не в составе подразделения. 27 или 28 января 2022 года до него довели приказ о назначении на должность по месту служебной командировки, после чего он приобрёл проездной документ на ближайший рейс в войсковую часть .

В письменных возражениях представитель начальника финансового органа просил в удовлетворении административного иска отказать, так как направление Долгодуша в войсковую часть для стажировки в должности с последующим назначением, в соответствии с подпунктом 5 пункта 142 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, служебной командировкой не является. Его убытие было обусловлено временным направлением в воинскую часть для выполнения обязанностей по воинской должности, а не для выполнения конкретного служебного задания вышестоящего командования. Проведение стажировки (приобретение и закрепление навыков в выполнении служебных обязанностей) в Вооружённых Силах Российской Федерации организуется для слушателей, курсантов и профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений и является составной частью учебно-воспитательного процесса. Издание приказа командиром войсковой части о направлении административного истца в служебную командировку, и выдача ему командировочного удостоверения не влечёт возникновение у него права на возмещение командировочных расходов за период временного нахождения в войсковой части .

Начальники федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» и Филиала ФКУ «УФО Минобороны России по Республике Северная Осетия-Алания», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыли, и, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из телеграммы начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Южного военного округа от 12 ноября 2021 года в соответствии с планом деятельности Министерства обороны Российской Федерации на 2019 – 2025 годы в 2021 году спланировано формирование отдельного батальона радиоэлектронной борьбы (далее – РЭБ) войсковой части , а также переформирование роты в батальон РЭБ войсковой части . В целях своевременного и качественного проведения мероприятий по формированию отдельного батальона радиоэлектронной борьбы войсковой части , а также переформирование РЭБ войсковой части , командующий войсками военного округа приказал откомандировать в войсковую часть с 20 ноября по 25 декабря 2021 года для стажировки в должности с последующим назначением в сформированный отдельный батальон РЭБ, в том числе, командира взвода радиопомех батальона РЭБ войсковой части (звание) Долгодуша. Оплату командировочных расходов по питанию и проживанию осуществить за счёт бюджетных ассигнований, выделенных воинским частям на 2021 год.

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от 29 ноября 2021 года № 452 (звание) Долгодуш полагается убывшим в командировку для стажировки в должности с последующим назначением в войсковую часть с 30 ноября по 25 декабря 2021 года, и с 30 ноября 2021 года исключён с продовольственного обеспечения.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от 30 ноября 2021 года № 454 в приказ этого же должностного лица от 29 ноября 2021 года № 452 внесены изменения, согласно которым (звание) Долгодуш, исключённый с продовольственного обеспечения с 1 декабря 2021 года, с 30 ноября по 25 декабря 2021 года полагается убывшим в командировку для стажировки в должности с последующим назначением в войсковую часть . Без постановки на продовольственное обеспечение, с проживанием в гостинице. В случаях, вызванных условиями служебного задания разрешено проживание не в гостинице. Командировка внеплановая, по распоряжению начальника штаба Южного военного округа. Выданы воинские перевозочные документы от ст. Грозный до ст. Новочеркасск и обратно.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части от 7 декабря 2021 года № 264 (звание) Долгодуш полагается прибывшим из войсковой части с 1 декабря 2021 года для выполнения служебного задания.

Из телеграммы врио начальника штаба Южного военного округа от 20 декабря 2021 года усматривается, что в соответствии с планом деятельности Министерства обороны Российской Федерации на 2019 – 2025 годы в 2021 году спланировано формирование 513 отдельного батальона радиоэлектронной борьбы 8 Армии. В целях своевременного и качественного проведения мероприятий по формированию указанного батальона командующий войсками военного округа приказал продлить командировку (звание) Долгодушу с 31 декабря 2021 года по 30 января 2022 года в войсковую часть для проведения мероприятий по формированию личного состава воинской части.

Как усматривается из телеграммы врио начальника штаба Южного военного округа от 20 декабря 2021 года (звание) Долгодуш положительно рассмотрен командованием Южного военного округа к назначению на воинскую должность оперативного дежурного командного пункта штаба войсковой части .

Согласно телеграмме начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Южного военного округа от 28 декабря 2021 года в целях служебной необходимости и дальнейшего исполнения обязанностей, а также изучения обстановки и состояния дел по воинской должности, следует продлить командировку и направить 24 декабря 2021 года в распоряжение командира войсковой части , в том числе, (звание) Долгодуша. Оплату командировочных расходов осуществлять в пределах объёмов бюджетных ассигнований на служебные командировки.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части от 24 декабря 2021 года № 492 (звание) Долгодушу служебная командировка по стажировке в должности с последующим назначением в войсковой части продлена на 27 суток с 26 декабря 2021 года по 21 января 2022 года.

Как следует из выписки из приказа командующего войсками Южного военного округа от 24 января 2022 года № 8 (звание) Долгодуш освобождён от занимаемой воинской должности и назначен оперативным дежурным командного пункта штаба 513 отдельного батальона радиоэлектронной борьбы 8 общевойсковой армии Южного военного округа.

Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части от 31 января 2022 года № 19 (звание) Долгодуш 30 января 2022 года полагается убывшим в пункт постоянной дислокации в связи с окончанием выполнения служебного задания.

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от 31 января 2022 года № 37 Долгодуш полагается прибывшим из командировки с указанной даты и приступившим к исполнению служебных обязанностей. С 1 февраля 2022 года зачислен на продовольственное обеспечение.

Выпиской из приказа командира войсковой части от 3 марта 2022 года № 81 установлено, что Долгодуш с 4 марта 2022 года исключён из списков личного состава воинской части и полагается убывшим к новому месту службы в войсковую часть .

Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части от 15 марта 2022 года № 33 (звание) Долгодуш с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава воинской части и полагается принявшим дела и должность оперативного дежурного командного пункта штаба указанной воинской части.

Из командировочного удостоверения от 30 ноября 2021 года № 611 усматривается, что (звание) Долгодуш в период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года находился в служебной командировке в войсковой части для стажировки в должности с последующим назначением.

Сообщением врио командира войсковой части от 25 мая 2022 года № 143/20/2435 установлено, что в период нахождения в служебной командировке с 1 декабря 2021 года по 30 января 2022 года (звание) Долгодуш жилым помещением не обеспечивался в связи с отсутствием служебного и постоянного жилого фонда на балансе воинской части.

В соответствии с договором № 227 на оказание гостиничных услуг от 20 декабря 2021 года между Долгодушем и индивидуальным предпринимателем Ш.А.М. заключено соглашение о том, что административный истец проживал 18 суток в отеле «ДежаВю» в одноместном однокомнатном номере категории «Стандарт». Стоимость проживания составила 18 000 рублей (18 * 1 000).

Согласно прейскуранту цен на проживание в отеле «ДежаВю» стоимость одноместного однокомнатного номера составляет 1 000 рублей в сутки.

Справкой от 20 декабря 2021 года и кассовыми чеками установлено, что за проживание в отеле «ДежаВю» в период со 2 по 20 декабря 2021 года в однокомнатном одноместном номере «Стандарт», стоимостью 1 000 рублей в сутки, Долгодуш уплатил 18 000 рублей.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ш.А.М. с декабря 2015 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, код и наименование вида деятельности: 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».

Как следует из договора найма жилого помещения от 20 декабря 2021 года Долгодуш в период с 20 декабря 2021 года по 30 января 2022 года осуществлял подаём жилого помещения у Е.Л.К., за что уплатил ей денежные средства в размере 24 387 рублей.

Сведения о передаче Е.Л.К. денежных средств подтверждаются представленной административным истцом копией расписки от 20 декабря 2021 года.

По сообщению заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Ростовской области от 1 июня 2022 года № Е.Л.К. не является индивидуальным предпринимателем, а Ш.А.М. зарегистрирована в реестре индивидуальных предпринимателей с 25 декабря 2015 года.

Из сообщений врио начальника штаба войсковой части от 7 июня 2022 года № 25/340 и 25/346 следует, что военнослужащие, прибывшие в служебную командировку в войсковую часть 33744, питанием не обеспечиваются. (звание) Долгодушу в период нахождения в служебной командировке питание и жилое помещение не предоставлялись.

Согласно авансового отчёта Долгодуш просит возместить командировочные расходы в размере 60 987 рублей, состоящие из суточных расходов – 18 600 рублей, а также расходов на проживание в размере 42 387 рублей (18 000 + 24 387).

По сообщению начальника финансового органа от 18 февраля 2022 года № 23/Ф6/376 (звание) Долгодушу отказано в возмещении командировочных расходов, поскольку цели и задачи, указанные в телеграмме начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Южного военного округа свидетельствуют о том, что поездка административного истца обусловлена временным направлением в войсковую часть для выполнения обязанностей по воинской должности, а не для выполнения конкретного служебного задания командира войсковой части . При этом проведение стажировки (приобретение и закрепление навыков в выполнении служебных обязанностей) в Вооружённых Силах Российской Федерации организуется для слушателей, курсантов и профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений и является составной частью учебно-воспитательного процесса. Указанная поездка соответствует подпункту 5 пункта 142 приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (далее – Порядок обеспечения денежным довольствием), в соответствии с которым, не считаются служебными командировками поездки военнослужащих временно направленных в воинские части, дислоцированные в других населённых пунктах, или зачисленных в распоряжение соответствующих командиров в другие населённые пункты. Кроме того, в представленных документах отсутствуют сведения об изменении срока нахождения военнослужащего в войсковой части .

Из сообщения начальника финансового органа от 25 февраля 2022 года № 23/Ф6/426 следует, что несмотря на устранение недостатков в части предоставления сведений об изменении срока направления в войсковую часть 33744, иные недостатки не устранены, поэтому командиру войсковой части повторно возвращаются материалы в отношении Долгодуша.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 приложения № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 323 «О планировании служебных командировок» служебной командировкой является направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу.

Аналогичное по своему содержанию определение понятия служебной командировки содержится в пункте 2 приказа Министра обороны РФ от 10 ноября 2021 года № 655 «Об определении Порядка и условий командирования военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Порядок).

Из пунктов 5 и 6 Порядка усматривается, что служебные командировки военнослужащих осуществляются согласно утверждённым соответствующими командирами воинских частей планам служебных командировок либо вне плана служебных командировок. Решение о направлении в служебные командировки в отношении подчинённых военнослужащих принимается в управлениях объединений - командующими объединениями (лицами, исполняющими их обязанности).

Как следует из пункта 9 Порядка направление военнослужащих в служебную командировку оформляется приказом командира воинской части по строевой части. Основанием для направления военнослужащих в служебную командировку является пункт плана служебных командировок, а при направлении их вне плана служебных командировок - решение соответствующего должностного лица о направлении военнослужащих в служебную командировку и пункт плана служебных командировок, за счёт которого будут оплачены командировочные расходы.

В силу подпункта 5 пункта 142 Порядка обеспечения денежным довольствием не считаются служебными командировками и не включаются при планировании служебных командировок на календарный год поездки военнослужащих, временно направленных в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленных в распоряжение соответствующих командиров в другие населенные пункты.

Исходя из приведённых правовых норм юридически значимыми при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, являются такие обстоятельства, как его направление по распоряжению командира (начальника) на определённый срок в другую местность для выполнения конкретного служебного задания или убытия в целях прохождения военной службы в другой воинской части, хотя и носящего временный характер, вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что командир войсковой части на основании указания вышестоящего командования своим приказом от 29 ноября 2021 года № 452 (в редакции от 30 ноября 2021 года № 454) направил Долгодуша в служебную командировку в войсковую часть , где он, во исполнение данного приказа, выполнял конкретное служебное задание в период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года – стажировку в должности с последующим назначением.

При таких обстоятельствах направление командиром войсковой части Долгодуша в период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года в другую местность вне пункта постоянной дислокации воинской части для выполнения служебного задания в соответствии с вышеуказанными приказами Министра обороны Российской Федерации является служебной командировкой.

Довод представителя административного ответчика о том, что убытие Долгодуша было обусловлено временным направлением в воинскую часть для выполнения обязанностей по воинской должности, является несостоятельным, поскольку противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Утверждение представителя административного ответчика о том, что поездка Долгодуша не являются служебной командировкой основано на ошибочном толковании подпункта 5 пункта 142 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, поскольку эта правовая норма подразумевает направление военнослужащих в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, без производства ими своих материальных затрат на проезд и проживание.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 134 Порядка обеспечения денежным довольствием следует, что военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (далее - суточные).

Днём выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днём приезда - день прибытия транспорта в указанный пункт (пункт 136 Порядка обеспечения денежным довольствием).

Из пункта 140 Порядка обеспечением денежным довольствием следует, что в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится на основании документов, подтверждающих размер фактических затрат. При проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги, такими документами являются договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчётов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчётности для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт. Проживание вне гостиниц (в однодневной командировке) оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.

Таким образом, содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что, по общему правилу, для военнослужащих при нахождении в служебных командировках предусмотрено проживание в жилых помещениях организаций, предоставляющих гостиничные услуги (гостиницах), с последующим возмещением понесенных ими на проживание расходов.

При этом следует отметить, что военнослужащим в воинском звании «лейтенант», направленным в служебные командировки на территории Российской Федерации, возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения не более стоимости 1-комнатного (1-местного) номера (пункт 1 постановления Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 553 «О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Как установлено в ходе судебного разбирательства Долгодуш в период со 2 по 20 декабря 2021 года проживал у индивидуального предпринимателя в отеле «ДежаВю», а с 20 декабря 2021 года по 30 января 2022 года осуществлял подаём жилого помещения у лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью.

Следовательно, юридически значимым для дела обстоятельством являлся вопрос о том, относится ли отель к понятию «гостиница», и соответствует ли проживание в квартире на условиях найма у лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, проживанию в гостинице.

Согласно статье 39.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», правила оказания отдельных видов услуг (выполнения отдельных видов работ) потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1853 утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (далее – Правила предоставления гостиничных услуг). Данные Правила предоставления гостиничных услуг регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг при заключении и исполнении договора о предоставлении указанных услуг между заказчиком (потребителем) и юридическим лицом, филиалом иностранного юридического лица, включенным в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, или индивидуальным предпринимателем, предоставляющими потребителю гостиничные услуги. Понятия «гостиница» и «гостиничные услуги», используемые в настоящих Правилах, имеют значения, определенные в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристической деятельности) (пункт 1).

Из статьи 1 Закона о туристической деятельности следует, что «гостиничные услуги» - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. При этом понятие «гостиница» имеет более широкий смысл и включает в себя как непосредственно гостиницу, так и иное средство размещения, которое указано в данных Правилах.

Как усматривается из пункта 5 Правил предоставления гостиничных услуг предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц.

Указанная классификация утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» (далее – Положение о классификации гостиниц).

При этом в подпункте «а» пункта 5 Положения о классификации гостиниц в качестве разновидности гостиницы указана городская гостиница (отель) - вид гостиниц, расположенных в городе, не обладающих признаками гостиниц, указанных в иных подпунктах настоящего пункта.

На основании анализа перечисленных правовых норм следует прийти к выводу о том, что отели относятся к иным средствам размещения, которые, в свою очередь, включены в понятие гостиницы.

Более того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утверждённому приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, код экономической деятельности 55.10 (Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания), которой занимается индивидуальный предприниматель Ш.А.М., включает в себя предоставление мест посетителям для проживания на срок от дня или недели, преимущественно для временного пребывания.

Следовательно, понесённые Долгодушем расходы по найму жилого помещения, связанные с проживанием в стандартном одноместном номере отеля «ДежаВю» в период нахождения в служебной командировке, подлежат возмещению довольствующим органом в установленном порядке.

Вместе с тем, поскольку сдача внаём для временного проживания меблированных комнат в соответствии с пунктом 1 Правил предоставления гостиничных услуг не относится к гостиничной деятельности, а также с учётом того, что Е.Л.К. (лицо, у которой Долгодуш осуществлял наём жилого помещения в период с 20 декабря 2021 года по 30 января 2022 года) не является индивидуальным предпринимателем, деятельность которого была бы связана с предоставлением гостиничных услуг, то оснований для признания понесённых Долгодушем расходов за проживание, в данном случае не имеется.

Указанное мнение также отражено в сообщении начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» от 24 мая 2022 года № 2286, который отметил, что проживание военнослужащего в командировке у физического либо самозанятого лица, не оказывающего гостиничные услуги, является основанием для отказа в выплате командировочных расходов.

В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что условия выполнения административным истцом служебного задания требовали его проживания у физического лица, а не в гостинице или у индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги. Командованием воинской части соответствующие указания на этот счёт Долгодушу не давались.

В силу пункта 138 Порядка обеспечения денежным довольствием возмещение суточных, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счёт средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, за исключением случаев, когда продовольственное обеспечение в отношении военнослужащих осуществлялось в форме организации питания по месту служебной командировки за счёт средств федерального бюджета.

Учитывая, что по месту служебной командировки Долгодуш в период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года питанием не обеспечивался, то он имеет право на возмещение суточных в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке в указанный период.

То обстоятельство, что командир войсковой части не издал приказ о продлении Долгодушу служебной командировки после 22 января 2022 года не свидетельствует о недоказанности факта нахождения административного истца в войсковой части , поскольку таковое подтверждается иными доказательствами, а несогласованность действий органов военного управления не является основанием для ограничения гарантированных действующим законодательством прав военнослужащего на возмещение командировочных расходов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решения начальника финансового органа от 18 февраля 2022 года № 23/Ф6/376 и от 25 февраля 2022 года № 23/Ф6/426, которыми он отказал Долгодушу в выплате командировочных расходов, следует признать незаконными.

Для восстановления нарушенных прав Долгодуша суд приходит к убеждению о необходимости возложения на начальника финансового органа обязанности возместить Долгодушу командировочные расходы, состоящие из расходов по найму жилого помещения, в размере 18 000 рублей, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года исходя из расчёта 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Поскольку оснований для выплаты Долгодушу денежных средств, затраченных им в период проживания в жилом помещении по договору найма, не имеется, суд полагает необходимым в удовлетворении требований административного истца о взыскании в его пользу расходов на проживание в размере 24 387 рублей, отказать.

Так как оплату расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим войсковой части осуществляет Филиал ФКУ «УФО Минобороны России по Республике Северная Осетия-Алания», то оснований для возложения обязанности на федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» выплатить Долгодушу командировочные расходы, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, и отправкой почтовой корреспонденции не имеется, в связи с чем в удовлетворении данных требований надлежит отказать.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд полагает необходимым на основании статьи 111 КАС РФ возместить административному истцу, в пользу которого состоялось решение суда, судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины, а также почтовые расходы в размере 186 рублей 50 копеек за отправку копии административного иска административному ответчику.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Долгодуша Е.И. удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить решения начальника Филиала федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» от 18 февраля 2022 года № 23/Ф6/376 и от 25 февраля 2022 года № 23/Ф6/426.

Обязать начальника Филиала федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» в течение месяца со дня получения для исполнения копии, вступившего в законную силу решения суда, возместить Долгодушу Е.И. командировочные расходы, состоящие из расходов по найму жилого помещения, в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за период с 1 декабря 2021 года по 31 января 2022 года исходя из расчёта 300 (триста) рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

В удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Филиала федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» расходов по найму жилого помещения в размере 24 387 (двадцать четыре тысячи триста восемьдесят семь) рублей, а также о взыскании с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» командировочных, почтовых, и расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, отказать.

Взыскать с Филиала федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» в пользу Долгодуша Е.И. 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов, состоящих из уплаченной административным истцом государственной пошлины, а также почтовые расходы в размере 186 (сто восемьдесят шесть) рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Каплунов

Дата составления мотивированного судебного акта: 17 июня 2022 года.