Дело № 2а-52/2022
УИД: 48RS0017-01-2022-000040-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи: Богомаз М.В.,
с участием прокурора Тербунского района Липецкой области Моргачева А. А.,
при секретаре Лапшиной В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, расположенной по электронному адресу с URL-адресом: «https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/», запрещенной к распространению в Российской Федерации, ссылаясь на то, что в нарушение закона на указанных интернет-страницах размещена информация о продаже особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации или охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных. В связи с чем, просил признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» по электронному адресу с URL-адресом:https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/»,информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» по электронному адресу с URL-адресом:https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/»,информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, против административного иска не возражали.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В силу ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Учитывая изложенное, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Прокуратурой Тербунского района Липецкой области проведен мониторинг Интернет – сайтов на предмет выявления запрещенной к распространению информации.
В ходе проверки установлено, что 28.01.2022 прокуратурой Тербунского района Липецкой области через поисковую систему с использованием персонального компьютера по адресу: Липецкая область, с.Тербуны, ул. Ленина, д. 92, осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет2 на предмет размещения страниц с информацией о продаже особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных. Проверка и поиск Интернет – ресурсов осуществлялись с использованием программы браузера: «Coogle Chrome». Посредством поисковой системы Coogle при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов икр белуги отобразился список ресурсов (Интернет сайтов). По поисковому запросу осуществлен выход на сайт: https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/», на котором расположена интернет-страница с заголовком «Икра белуги».
В ходе просмотра страниц сайта установлено, что для неопределенного круга лиц в свободном доступе на страницах указанного сайта размещена информация о продаже икры белуги. Названные интернет -ресурсы являются сайтами, предназначенными для передачи информации посетителям интернет. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием страниц и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. В ходе проверки установить владельца сайтов не представилось возможным. Возможность идентификации собственника сайта исключена.
Информация, указанная на вышеуказанной странице сайта содержит информацию о продаже нарвала, его частей и производных, за реализацию которых законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, является противоправным деянием, указанная информация подлежит запрету.
Приказом Минприроды России от 24.03.2020 года № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2020 года № 57940 утвержден перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. В указанный Перечень п.170 включена Азовская белуга – Huso huso maeoticus, категория статуса редкости объектов животного мира -1 (находящиеся под угрозой исчезновения), категория статуса угрозы исчезновения объектов животного мира, характеризующих их состояние в естественной среде обитания: КР – находящиеся под критической угрозой исчезновения CR-Critically Endangered).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года № 978 утвержден Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации или охраняемым международными договорами РФ, для целей ст. 226.1 и 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В данный перечень включены: 1 млекопитающие: алтайский горный баран ( ovis ammon ammon); амурский тигр (panther tigris altaica); белый медведь (ursus maritimus); леопард, зубр, снежный барс. 2. птицы: балобан, беркут; кречет; рыбы: амуркий осетр; атлантический осетр, белуга (huso huso); калуга, персидиский осетр; русский осетр; сахалинский осетр; сибирский осетр. Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.
Продажа икры белуги – в сети Интернет, является нарушением норм и влечет к сокращению численности объектов животного мира, что не способствует сохранению редких видов рыб. Размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, побуждающей к покупке особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также их частей и дериватов, в частности икры белуги противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере охраны окружающей природной среды, способствует совершению преступлений, тем самым, нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Признание информации о продаже особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации икры белуги, размещенной на указанном сайте информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено направлено на защиту основ конституционного строя, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Статьей 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в красную книгу Российской Федарации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Согласно ч.1.1 ст. 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно –телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами предусмотрен запрет на незаконное использование животных и их частей, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
В нарушение указанных норм, неограниченному числу пользователей предоставляется свободный доступ к указанным страницам в сети «Интернет», которые предоставляют возможность пользователям сети «Интернет» ознакомится с информацией о продаже частей дикого животного охраняемого международными договорами Российской Федерации, за применение которой законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Из материалов дела следует, что указанный сайт предлагает размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, побуждающей граждан о продаже икры белуги тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Согласно п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен). В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 3 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ и п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, формированию и ведению реестра, а также ограничению доступа к информации в сети «Интернет» является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно ч. 2 и п.2 ч. 5 ст. 15.1 указанного выше Закона и п. 5 Правил – основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную к распространению на территории РФ информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность ограничения и запрета распространения информации через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен. Кроме этого, распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В целях ограничения доступа к указанным сайтам в сети "Интернет", содержащим запрещенную информацию, необходимо внести указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено".
В данном случае признание размещенной в сети "Интернет" информации запрещенной к распространению можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки Интернет - ресурсов выявлен сайт с URL-адресом: https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/», решения по которому в едином реестре запрещенной информации отсутствуют.
Таким образом, распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Таким образом, владельцы сайтов, авторы размещенной информации не установлены.
Суд находит требования прокурора о признании её информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежащими удовлетворению.
Решение о признании размещенной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации является основанием для включения интернет-сайта с URL-адресом: https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/», в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на интернет-странице с URL-адресом: https://redfish.com.ua/ikra/chernaya-ikra/chernaya-ikra-belugi/» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничить доступ к информации как по протоколу доступа HTTP, так и по протоколу доступа HTTPS.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья (подпись) М.В. Богомаз
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2022 года