ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5305/2015 от 27.11.2015 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело А-5305/15 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Оленевой Е.А.

с участием прокурора ФИО6

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> административное дело по иску ФИО1 к Избирательной комиссии <адрес> о защите избирательных прав,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Избирательной комиссии <адрес> о защите избирательного права.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 пытался осуществить свое конституционное право выбирать депутата и политическую партию <адрес> городской Думы шестого созыва. При этом, пытался осуществить свое право выбирать не <данные изъяты>, как это предложено гражданам Конституцией Российской Федерации, а открыто, идентифицировав свой бюллетень для голосования, то есть отразив в бюллетени свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания.

Однако, графы для вышеназванной информации в выданном истцу бланке бюллетеня не было. На вопрос истца: будет ли действительным его бюллетень после отражения в нем идентифицирующих истца сведений?, председатель избирательного участка сообщил, что, если истец, кроме значка в одном из квадратов, расположенных рядом с кандидатами, в бюллетене отразит любую отметку, то этот б

Таким образом, по мнению истца, ДД.ММ.ГГГГ он был лишен возможности открыто отдать свой голос за выбранных кандидата и партию. Лишение гражданина права открыто отдать свой голос на выборах является нарушением права человека, лишает граждан гарантии того, что его голос будет участвовать в голосовании, а если этой гарантии нет, то тогда и само право выбирать отсутствует.

Просит суд признать незаконным:

- лишение ФИО1ДД.ММ.ГГГГ права открыто, то есть, идентифицировав свой бюллетень, отдать свой голос за выбранного кандидата и партию;

- отсутствие в тексте бланков бюллетеней графы для возможности отражения голосующим своих фамилии, имени, отчества, адреса проживания и другой идентифицирующей информации.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Ответчик – представитель Избирательной комиссии <адрес> по доверенности ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов <адрес> городской Думы шестого созыва, назначенные решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подготовку и проведение выборов депутатов <адрес> городской Думы шестого созыва осуществляла Избирательная комиссия <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии.

В рамках соблюдения указанной нормы Федерального закона Избирательной комиссией <адрес> утверждена форма избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов <адрес> городской Думы шестого созыва.

Статья 63 Федерального закона содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть отражены в избирательном бюллетене и включение в него графы «Фамилия, Имя, Отчество», идентифицирующей избирателя, избирательным законодательством не предусмотрено, поскольку это бы противоречило одному из основных принципов голосования - <данные изъяты> голосованию, закрепленному пунктом 1 статьи 3 Федерального закона, согласно которому гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании.

Кроме того, пояснил, что административный истец в своем заявлении не указывает какие его избирательные права нарушены, также отсутствуют ссылки на нормы законодательства.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица председатель избирательного участка ФИО4 пояснил, что, когда ДД.ММ.ГГГГ к нему обратился истец с просьбой проголосовать открыто, с указанием в бюллетени фамилии, имени и отчества, ему был разъяснен порядок заполнения бюллетеня.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, приходит к следующему.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, согласно части 2 статьи 32 - граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 23 указанного выше Закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Нормативное регулирование общего порядка назначения выборов установлено статьей 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которой выборы указанных в пункте 1 статьи 8 данного Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 2 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «уполномоченными на то органами», то есть органами, правомочными на назначение основных (общих, очередных) выборов, определены: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, представительный орган муниципального образования.

На основании статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи <адрес> «О муниципальных выборах», ДД.ММ.ГГГГ<адрес> городская Дума приняла Решение о назначении выборов депутатов <адрес> городской Думы шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Данное Решение было опубликовано в газете «<адрес>» и размещено на официальном сайте <адрес> городской Думы в сети Интернет.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена форма избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов <адрес> городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу и по одномандатному избирательному округу.

Как следует из текста искового заявления, нарушение избирательных прав ФИО1 заключается в отсутствии в бланках бюллетеней для голосования графы для отражения идентифицирующей избирателя информации.

Вместе с тем, перечень сведений, указываемых в избирательном бюллетене, определен нормами Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом, указанный перечень является закрытым.

Приложением к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» является Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Названное Временное положение устанавливает порядок проведения выборов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Согласно ст. 35 Положения избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и данные каждого кандидата, включающего его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, а также сведения о том, кем выдвинут кандидат.

Справа от указанных в бюллетене сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке заполнения бюллетеня. Текст разъяснения утверждается избирательной комиссией муниципального образования.

Как следует из материалов дела, форма избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов <адрес> городской Думы шестого созыва, утвержденная Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиям Федерального законодательства, и никаких прав истца, в том числе и его избирательных прав, не нарушает.

Отсутствие в избирательном бюллетене графы для возможности отражения голосующим своих фамилии, имени, отчества, адреса проживания и другой идентифицирующей его информации не ограничивает избирательные права истца, поскольку не препятствует его участию в избрании кандидатов в депутаты <адрес> городской Думы шестого созыва и в реализации права быть избранным в них, а также не препятствует выражению воли истца на выборах в соответствии с установленными процедурами и соответствует нормам действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании.

Указанный принцип <данные изъяты> голосования означает исключение возможностей какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина в ходе осуществления данной процедуры, никто, кроме самого избирателя (участника референдума), не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления.

Кроме того, согласно п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

Вместе с тем, административное исковое заявление ФИО1 не содержит сведений о том, какие именно его избирательные права нарушены действиями Избирательной комиссии <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Избирательной комиссии <адрес> о защите избирательных прав оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Е.А.Оленева

Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.