УИД: 56RS0018-01-2020-006454-78
Дело № 2а-5308/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора города Оренбурга ФИО,
представителя административного ответчика - ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Оренбурга при изучении в порядке надзора постановления администрации г.Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014 года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» установлено, что отдельные положения данного постановления не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Приложением №1.2 установлена форма реестра многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, по видам ремонта.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом №434-ФЗ от 28 ноября 2018года в часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ форма реестра многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, по видам ремонта, содержит несоответствующий требованиям вид работ по капитальному ремонту, а именно: ремонт или замена лифтового оборудования (пункты 5,6 Реестра).
Кроме того, утвержденный данным постановлением в приложении №2 состав комиссии не актуализирован применительно к произошедшим изменениям в структуре администрации г.Оренбурга ввиду упразднения Управления жилищной политики.
В целях приведения муниципального нормативного правового акта в соответствие с нормами федерального законодательства 16 мая 2019 года прокуратурой города Оренбурга в адрес главы города Оренбурга был принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Однако до настоящего времени муниципальный нормативный акт в соответствие с нормами федерального законодательства не приведен.
С учетом уточнений просит признать противоречащими закону, недействующими и неподлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения постановления администрации г.Оренбурга № 1210-п от 5 июня 2014 года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга»:
- графы 5, 6 формы реестра многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по видам ремонта (приложение №1.2 – «ремонт или замена лифтового оборудования»);
- графу 17 формы реестра многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по видам ремонта (приложения № 1.2 – «установка коллективных (общедомовых) приборов учета и узла управления»;
- абзац 5 приложения № 2 – «заместитель начальника управления жилищной политики администрации города Оренбурга».
В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга - ФИО уточненные административные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривала наличие противоречащих действующему законодательству положений постановления администрации г.Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014 года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга».
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, определен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 7, 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования «город Оренбург» правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления города Оренбурга не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Оренбургской области.
Судом установлено, что постановлением администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014 года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» утверждены:
- Положение о предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга (приложение № 1);
- Состав комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга (приложение № 2);
- Положение о комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга (приложение № 3).
Рассматриваемый муниципальный нормативный правовой акт опубликован в газете «Вечерний Оренбург» № 19а, 10 июня 2014года.
Согласно преамбуле постановление администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014 года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» разработано в соответствии со статьями 166, 189, 191 Жилищного кодекса РФ, статьями 18, 20.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьями 10, 18, 21 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», постановлением Правительства Оренбургской области от 3 июля 2012 года №562-п «О создании некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».
Заявляя административные исковые требования о признании противоречащими закону, недействующими и неподлежащими применению графы 5, 6 и 17 приложения № 1.2 к приложению к постановлению администрации города Оренбурга от 5 июня 2014года №1210-п, абзац 5 приложения №2 к постановлению администрации города Оренбурга от 5 июня 2014года №1210-п, прокурор города Оренбурга сослался на их несоответствие положениям пункта 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, Закону Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», а также на изменения структуры администрации города Оренбурга и упразднение Управления жилищной политики.
31 мая 2019 года прокуратурой города Оренбурга в адрес главы города Оренбурга внесен протест N на постановление администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга», в котором прокурор требует внести изменения и дополнения в постановление администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014 года, с целью приведения его в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 28 ноября 2018 года №434-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Протест также указывал на не актуализированный состав комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга применительно к произошедшим изменениям в структуре администрации города Оренбурга ввиду упразднения Управления жилищной политики.
По результатам рассмотрения внесенного прокурором города Оренбурга протеста, администрацией города Оренбурга подготовлен ответ от 17 июня 2019 года N, согласно которому требования, указанные в протесте, подлежат удовлетворению, указано, что администрацией города Оренбурга подготовлен проект постановления администрации города Оренбурга о внесении изменений в вышеуказанное постановление, по результатам согласования с заинтересованными лицами проект постановления будет направлен в прокуратуру г.Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы.
До настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт в соответствие с нормами федерального законодательства не приведен.
Проверяя заявленные требования, суд приходит к следующему.
Приложением №1.2 к приложению к постановлению администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» установлена форма реестра многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, по видам ремонта.
В графах 5, 6 приложения №1.2 к приложению к постановлению администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014года указан вид ремонта, предусмотренный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ - ремонт или замена лифтового оборудования.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года №434-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в пункт 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ внесены изменения, указанный пункт изложен в следующей редакции:
перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Учитывая изложенное, приложение №1.2 к приложению к постановлению администрации города Оренбурга от 5 июня 2014года №1210-п форма реестра многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, по видам ремонта в графах 5, 6 содержит не соответствующий требованиям закона вид работ и подлежит приведению в соответствие с требованиями части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ.
Закон Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам.
Частью 1 статьи 18 названного закона предусмотрен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, который включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) утепление и ремонт фасада;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома
8) ремонт систем пожаротушения, дымоудаления;
9) разработку проектно-сметной документации;
10) проведение экспертизы проектно-сметной документации;
11) выполнение работ по осуществлению строительного контроля;
12) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", после завершения работ по замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Графой 17 приложения № 1.2 к приложению к постановлению администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» предусмотрен вид работ установленный нормативно правовым актом субъекта РФ, а именно: установка коллективных (общедомовых) приборов учета и узлов управления.
Вместе с тем, законом Оренбургской области от 29 июня 2020 года №2346/623-VI-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», пункт 6 части 1 статьи 18 закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" признан утратившим силу.
Учитывая, что пункт 6 части 1 статьи 18 закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" утратил силу, суд приходит к выводу о законности требования административного истца о несоответствии требованиям закона графы 17 приложения № 1.2 к приложению к постановлению администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014года и в этой части административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Приложением №2 к постановлению администрации города Оренбурга №1210-п от 5 июня 2014года «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» утвержден следующий состав комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга:
-Председатель комиссии – первый заместитель Главы города Оренбурга;
-Заместитель председателя комиссии – начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга;
-Члены комиссии:
-заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга ( по экономике и финансам);
-заместитель начальника управления жилищной политики администрации города Оренбурга;
-директор муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство»;
-начальник юридического отдела управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга;
-Секретарь комиссии – заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга.
Решением от 28 февраля 2019 года № 657 Оренбургского городского совета «О внесении изменений в решение Оренбургского городского совета от 28 июня 2011 года № 187» реорганизовано Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга в форме присоединения к нему Управления жилищной политики администрации города Оренбурга.
Учитывая изложенное, принимая во внимание произошедшие изменения в структуре администрации города Оренбурга, ввиду упразднения Управления жилищной политики администрации города Оренбурга, заявленные требования о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению абзаца 5 приложения №2 к постановлению от 5 июня 2014года №1210-п в части включения в состав комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга заместителя начальника управления жилищной политики администрации города Оренбурга подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт (статья 213 Кодекса административного судопроизводства РФ), который никаких доказательств соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не представил, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать графы 5, 6, 17 формы реестра многоквартирных домов подлежащих капитальному ремонту, по видам ремонта приложение 1.2 к приложения к постановлению администрации города Оренбурга от 5 июня 2014 года №1210-п «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» несоответствующими требованиям части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, закону Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Признать абзац 5 приложения №2 к постановлению администрации города Оренбурга от 5 июня 2014 года №1210-п «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга», которым утвержден состав комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать администрацию города Оренбурга в течение месяца со дня вступления решения в законную силу привести графы 5, 6, 17 формы реестра многоквартирного домов подлежащих капитальному ремонту по видам ремонта приложения 1.2 к приложения к постановлению администрации города Оренбурга от 5 июня 2014 года №1210-п «О предоставлении мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Оренбурга» в соответствие с требованиями части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года №1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", актуализировать состав комиссии по предоставлению мер муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета города Оренбурга с учетом произошедших изменений в структуре администрации города Оренбурга.
Обязать администрацию города Оренбурга опубликовать сообщение о настоящем решении в течение месяца со дня его принятия в официальном печатном издании в газете «Вечерний Оренбург».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Ермошкина О.В.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2020 года
Судья: подпись Ермошкина О.В.
Оригинал подшит в дело №2а-5308/2020
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г. Оренбурга