ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-530/2016 от 13.05.2016 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-530/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 13 мая 2016 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Аверьяновой Ю.С.,

с участием и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора Юдиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Куженкинского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Куженкинского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в деятельности администрации Куженкинского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно п.8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится в том числе утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно ч.2 ст.22 Закона в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.5 ст.48 Закона до начала функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в полном объеме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование соответствующих официальных сайтов в сети «Интернет», на которых размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности иная информация. В силу требований п.10 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 №391, органы местного самоуправления представляют оператору государственной информационной системы информацию, включающую в себя следующие сведения: а) муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; б) муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; в) данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических
ресурсов объектов муниципального жилищного фонда; г) данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных
договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем
планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров; д) данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; е) данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; ж) формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности; з) установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; и) количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в
соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам. Согласно п.11 Правил доступ физических лиц, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации, включенной в государственную информационную систему, обеспечивается путем ее размещения, в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет». На официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет размещается информация по соответствующему субъекту РФ и муниципальному образованию. Информация, размещенная на указанных сайтах в сети «Интернет», подлежит обновлению не реже 1 раза в квартал. Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией поселения в нарушение ч.5 ст.48 Закона, а также п.11 Правил, не осуществляется размещение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения. Указанные нарушения подтверждаются информацией администрации поселения, справкой о проверке. Таким образом, бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер по размещению полной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения, влечет за собой нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц. Обращение с данным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнение этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, исковое заявление направлено не только на устранение допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно. На основании изложенного, руководствуясь ст. 1, 4, ч. 1 ст. 39, 40, 124-126 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит возложить на администрацию Куженкинского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальном сайте поселения в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора Юдина А.И. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит суд возложить на администрацию Куженкинского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальном сайте поселения в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель административного ответчика – администрации Куженкинского сельского поселения, надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений не направил, с принятым решением будет согласен.

Выслушав и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнение этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.

Согласно п.8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится в том числе утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ч.2 ст.22 Закона в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.48 Закона до начала функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в полном объеме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование соответствующих официальных сайтов в сети «Интернет», на которых размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности иная информация.

В силу требований п.10 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 №391, органы местного самоуправления представляют оператору государственной информационной системы информацию, включающую в себя следующие сведения: муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда; данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров; данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам.

Согласно п.11 Правил, доступ физических лиц, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации, включенной в государственную информационную систему, обеспечивается путем ее размещения, в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет». На официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет размещается информация по соответствующему субъекту РФ и муниципальному образованию. Информация, размещенная на указанных сайтах в сети «Интернет», подлежит обновлению не реже 1 раза в квартал.

В соответствии со справкой и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора от 08.04.2016 г., проведена проверка соблюдения администрацией Куженкинского сельского поселения требований законодательства в сфере ЖКХ. В ходе мониторинга сети Интернет установлено, что администрацией поселения в нарушение ч.5 ст.48 Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не осуществляется в полном объеме размещение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения. Имеется только социальная реклама в указанной области, ссылки на закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», на информацию о требованиях в области в области энергосбережения и повешения энергетической эффективности, а также на информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, неактивны, то есть являются нерабочими и содрежат только указанные заголовки. Несоблюдение администрацией поселения требований по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам на территории поселения, влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Согласно ответа главы Куженкинского сельского поселения, информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности размещена на сайте муниципального образования Куженкинское сельское поселение. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Куженкинском сельском поселении. Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Информация, подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Информация для населения о требованиях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

В соответствии со справкой и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора от 13.05.2016 г., Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой осуществлен мониторинг сети Интернет. По состоянию на 13.05.2016 г. на сайте администрации Куженкинского сельского поселения kujenkinskoe.ru отсутствует следующая информация: муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда; данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных
договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем
планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров; данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности; установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды
деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в
соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам, о чем в материалах дела приложены распечатки карты сайта и раздела ЖКХ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Куженкинского поселения не осуществляется размещение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования Бологовского межрайонного прокурора и возлагает на администрацию Куженкинского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения. При этом срок четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает достаточным для его исполнения.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Куженкинского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения, удовлетворить.

Возложить на администрацию Куженкинского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения, установив срок исполнения решения суда – четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий