Дело № 2а-530/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2018 г. г. Ржев Тверской области
Ржевский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Харази Д.Т.,
при секретаре Тетюхиной Н.В.,
с участием административного истца – заместителя Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Ивановой М.В.,
представителя административного ответчика – администрации г. Ржева Тверской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия администрации г. Ржева в части разработки и утверждения сводного плана красных линий, обязании администрации г. Ржева Тверской области разработать и утвердить сводный план красных линий в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в защиту неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> Тверской области о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в части разработки и утверждения сводного плана красных линий, обязании администрации <адрес> Тверской области разработать и утвердить сводный план красных линий в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования административного истца мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой в 2017 г. проведена проверка соблюдения земельного и градостроительного законодательства, в ходе которой установлено следующее. Решением Ржевской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Генерального плана <адрес> Тверской области и Правил землепользования и застройки <адрес> Тверской области» утвержден Генеральный план <адрес> Тверской области. На утвержденном Генеральном плане «красные линии» отсутствуют. В соответствии с законодательством красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и в проекте межевания территории (п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), относящихся к документации по планировке территорий. Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «РДС 30-201-98». Действующие красные линии должны быть обозначены на указанном чертеже красным цветом, а планируемые - черным с указанием сопровождающих надписей, размеров и использованием условных картографических знаков. Действующие красные линии, подлежащие отмене, - зачеркиваются (п.п. 5.3.3, 5.3.4, 5.4, 5.6 Инструкции РДС 30-201-98). Таким образом, как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и названных Инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории в соответствии с п. 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации и пунктом 4.4 Инструкции РДС 30-201-98. Пунктом 4.7. Инструкции РДС 30-201-98 в городском округе должен быть разработан и утвержден сводный план красных линий, который выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами. Проведенной проверкой установлено отсутствие в органе местного самоуправления разработанного, согласованного и утвержденного проекта красных линий, что противоречит требованиям действующего законодательства. По результатам проверки в администрацию <адрес> в 2017 г. внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представления до настоящего времени проект красных линий на территории <адрес> не разработан и не утвержден, что свидетельствует о нарушении градостроительного законодательства, влечет выделения земельных участков без учета красных линий, что может привести к нарушению прав граждан. Прокурор просит признать бездействие администрации <адрес> в части разработки и утверждения сводного плана красных линий незаконным, обязать администрацию <адрес> разработать и утвердить сводный план красных линий в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел архитектуры и строительства администрации <адрес> Тверской области.
Участвующий в судебном заседании заместитель Ржевского межрайонного прокурора Иванова М.В. заявленные административные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> Тверской области ФИО1 возражала против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, аргументируя свою позицию согласно представленным возражениям, в соответствии с которыми в Инструкции по разработке градостроительной документации и ст. 3.1.5 Генеральные планы п.8 отсутствует понятие «сводный план красных линий». Понятие «План красных линий» в указанной Инструкции упоминается в ст. 3.2.1. «Проект планировки». Пункт 1 данной статьи определяет, что «Проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений». Также в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ вышеназванная Инструкция применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ст. 7). В 2004 г. вступил в действие новый Градостроительный кодекс РФ. Почти каждый год в него вносятся изменения, в том числе изменения, касающиеся состава генеральных планов, документации по планировке территории, общих положений и понятий. В последней редакции Градостроительного кодекса РФ понятие красных линий обозначено следующим образом: красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (ст. 1 п. 11). Именно такая информация, в соответствии с действующей редакцией Градостроительного кодекса, предоставляется в документации по планировке территории. В ст. ст. 42, 43 Градостроительного кодекса РФ определен перечень требований к составу документации по планировке и межеванию территории. Отображение красных линий осуществляется именно в проектах планировки и проектах межевания. Красные линии отображаются в данных проектах с указанием координат точек поворота в местной системе координат МСК-69. В разрабатываемых и утверждаемых Ржевской городской Думой проектах планировки территории, проектах межевания территории (а их несколько) такие данные о красных линиях содержатся. Такая документация хранится в Отделе Архитектуры и строительства администрации <адрес> в бумажном и электронном виде. По требованию органов прокуратуры, суда или других, уполномоченных на такое требование органов, администрация <адрес> готова предоставить данную документацию. Однако, таких требований от органов прокуратуры не поступало, как не было и запросов в отношении каких территорий разработаны и утверждены проекты планировки, проекты межевания. Разделом 4 инструкции «РДС 30-20 Г-98», введенной в действие постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, определен порядок разработки, согласования и утверждения проекта красных линий. В пункте 4.1 Инструкции РДС определено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, % площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Таким образом, законодательство прямо не предусматривает обязательный порядок разработки проекта красных линий, а указывает на случаи, в которых, как правило, осуществляется разработка таких проектов. Действующий Градостроительный кодекс РФ дает четкие понятия и инструкции о составе документации Генерального плана и Документации по планировке территории. Понятие «красных линий», определенное в вышеназванной Инструкции РДС также устарело по сравнению с понятием, которое определено Градостроительным кодексом РФ. Следовательно, необходимо руководствоваться нормативными актами, имеющими более свежую редакцию, а также высшую юридическую силу в области градостроительства, а положения Инструкции РДС необходимо применять только в случаях, когда они не вступают в противоречие с действующими Федеральными законами в области градостроительства. Возвращаясь к понятию красных линий, определенному действующим Градостроительным кодексом РФ, можно сказать, что границы сформированных земельных участков, граничащие с землями общего пользования, уже являются «красными линиями». А таких участков в городском округе большинство, что можно увидеть на публичной кадастровой карте <адрес>. Следовательно, красные линии целесообразно отображать на вновь планируемых территориях или изменяемых территориях, что и требует Градостроительный кодекс РФ при утверждении проектов планировки и межевания территории. Таким образом, по мнению административного ответчика, административным истцом произведено неверное толкование положений Градостроительного кодекса РФ, а также вышеназванных Инструкций, в связи с чем требование истца о разработке и утверждении сводного плана красных линий безосновательно.
Заинтересованное лицо отдел архитектуры и строительства администрации <адрес> Тверской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило, никаких ходатайств в суд не представило. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме, по доводам аналогичным доводам, изложенным в возражениях административного ответчика.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательств уважительности этих причин, явка которого не признана судом обязательной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к следующему.
Исходя из ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 (ред. от 9 февраля 2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К бездействию, в частности, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В судебном заседании, прежде всего, должно быть установлено наличие оспариваемых действий (бездействий), конкретное нарушение прав и свобод гражданина (препятствие к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложенная обязанность или привлечение к ответственности), причинная связь между действиями (бездействиями) и нарушением прав и свобод.
Как следует из материалов дела, в 2017 г. межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного и градостроительного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства администрацией г. Ржева Тверской области не разработан и не утвержден сводный план красных линий, предусмотренный положениями п. 3.2.1 инструкции по разработке градостроительной документации и п. 4.4 Инструкции РДС 30-201-98. Отсутствие такого плана повлекло предоставление земельного участка в парковой зоне по ул. Ленина г. Ржева (торговый центр «Капитал»); предоставление земельных участков в аренду для установки нестационарных торговых объектов вблизи линии теплоснабжения (в пределах двух метров от стены объекта) по ул. 8 Марта г. Ржева.
По результатам проведенной проверки 20 ноября 2017 г. заместителем Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Ивановой М.В. на имя главы г. Ржева ФИО3 вынесено представление об устранении нарушения законодательства.
Из содержания сообщения начальника отдела архитектуры и строительства администрации г. Ржева Тверской области ФИО2 от 22 марта 2018 г. № 190 усматривается, что на момент составления сообщения сводный план красных линий в администрации г. Ржева отсутствует. Кроме того, по мнению начальника отдела архитектуры и строительства администрации г. Ржева Тверской области ФИО2, разработка и утверждение сводного плана красных линий на 2018 г. не является необходимостью.
Данный факт подтверждается представленными административным истцом доказательствами. Доказательств того, что на момент рассмотрения административного дела несанкционированная сводный план красных линий утвержден либо находится в разработке, административным ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории и т.д.
Частью 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесены, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с пподп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
На основании подп. 4 п. 3.2.2 Постановления Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. № 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий.
Вопреки доводам представителей административного ответчика и заинтересованного лица, согласно п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», (далее - Инструкция), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 г. № 18-30 (РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (п. 4.7 Инструкции).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими, в том числе, организацию деятельности в области архитектуры и градостроительства.
Организация мероприятий по разработке и утверждению сводного плана красных линий является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Учитывая вышеуказанные положения законодательства, а также принимая во внимание доказанность несоблюдения администрацией г. Ржева Тверской области требований действующего законодательства в части разработки и утверждения сводного плана красных линий, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.
Суд полагает, что сроки для разработки и утверждения сводного плана красных линий, предложенные прокурором, являются приемлемыми. Возражения о неразумности таких сроков и недостаточном времени для выполнения всех мероприятий по устранению выявленных нарушений административным ответчиком суду не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации г. Ржева Тверской области в части разработки и утверждения сводного плана красных линий.
Обязать администрацию г. Ржева Тверской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить сводный план красных линий.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Т. Харази
Мотивированное решение суда изготовлено 09 июля 2018 г.