ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5310/17 от 11.09.2017 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

№2А-5310/2017

г. Тюмень 11 сентября 2017 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Голошубиной В.Р.,

с участием административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Тюмени к Шебелист А.А. о взыскании недоимки и пени на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России по г. Тюмени обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Шебелист А.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2013-2014 годы в размере 13943 руб. 00 коп., в том числе: за 2013 год – 4275 руб. 00 коп., за 2014 год – 9668 руб. 00 коп. Требования мотивированы тем, что Шебелист А.А. являясь плательщиком налога на доходы физических лиц, допустила задолженность по его уплате.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил (л.д. 50).

Административный ответчик Шебелист А.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, ответчик неверно исчислил налоговый вычет, считает, что ничего возвращать не должна.

Заслушав доводы административного ответчика Шебелист А.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Согласно п. 5 ч. 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

Пунктом 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Согласно статье 228 Налогового кодекса РФ физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шебелист А.А. представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме -НДФЛ за 2013 год, согласно которой к возврату из бюджета подлежит имущественный налоговый вычет в размере 9293 руб. 00 коп. (л.д. 25-27), а также налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета указана в размере 9293 руб. 00 коп. (л.д. 31-33).

ДД.ММ.ГГГГ Шебелист А.А. представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за 2013 года, согласно которой к возврату из бюджета подлежит 9293 руб. 00 коп. (л.д. 28-30), а также уточненная декларация за 2014 год. Сумма, подлежащая возврату из бюджета составила 11752 руб. 00 коп. (л.д. 34-36).

Как следует из решения от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении налогоплательщика Шебелист А.А. проведена камеральная проверка декларации по форме -НДФЛ за 2013 года, в результате которой установлено, что налогоплательщиком представлена декларация с суммой налога, подлежащего возврату из бюджета 9299 руб. 00 коп. В представленной декларации налоплательщиком заявлена сумма фактически произведенных расходов в сумме фактически уплаченных процентов в размере 71539 руб. 96 коп. по приобретению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ осуществлен возврат налога за 2013 года в указанном размере на расчет счет Шебелист А.А. ДД.ММ.ГГГГ Шебелист А.А. представила уточненную декларацию за 2013 год, с суммой, подлежащей возврату из бюджета в размере 9299 руб. 00 коп. В уточненной декларации налогоплательщиком заявлена сумма фактически понесенных расходов в сумме фактически уплаченных процентов в размере 71530 руб. 96 коп. по приобретению квартиры, расположенной по адресу: <адрес> В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок определения суммы налогового вычета, воспользоваться налоговым вычетом в сумме фактически уплаченных процентов по договору купли – продажи, направленному на приобретение в 2010 году квартиры по адресу: <адрес> Шебелист А.А. не имеет права. В связи с чем, сумма налога, подлежащего возврату из бюджета, отсутствовала (л.д. 18-22).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом проведена камеральная проверка декларации по форме -НДФЛ за 2014 год в отношении налогоплательщика Шебелист А.А., по результатам которой вынесено решение . Согласно указанному решению, в ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком представлена декларация за 2014 год с суммой налога, подлежащего возврату из бюджета 9293 руб. 00 коп. В представленной декларации налоплательщиком заявлена сумма фактически произведенных расходов в сумме фактически уплаченных процентов в размере 71487 руб. 92 коп. по приобретению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен возврат налога за 2014 года в указанном размере на расчет счет Шебелист А.А. ДД.ММ.ГГГГ Шебелист А.А. представила уточненную декларацию за 2013 год, с суммой, подлежащей возврату из бюджета в размере 11752 руб. 00 коп. В уточненной декларации налогоплательщиком заявлена сумма фактически понесенных расходов в сумме фактически уплаченных процентов в размере 71487 руб. 92 коп. по приобретению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок определения суммы налогового вычета, воспользоваться налоговым вычетом в сумме фактически уплаченных процентов по договору купли – продажи, направленному на приобретение в 2010 году квартиры по адресу: <адрес> Шебелист А.А. не имеет права. В связи с чем, сумма налога, подлежащего возврату из бюджета, отсутствовала (л.д. 12-17).

По результатам проведенной камеральной проверки, в адрес налогоплательщика, заказанной корреспонденцией, были направлены требования №, л.д. 10,11; 8,9) об уплате налога со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени требования налогоплательщиком не исполнены.

Порядок и условия предоставления плательщику налога на доходы физических лиц имущественных налоговых вычетов установлены статьей 220 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса РФ, в результате чего, в частности, при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них; имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 2 названного Федерального закона он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

Положения статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

К правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не завершенным на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Настоящий Закон вступил в силу с начала нового налогового периода - с ДД.ММ.ГГГГ и не распространяется на правоотношения по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшие у до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, ранее расходы по уплате процентов по договору займа были составной частью единого имущественного вычета, а действующей редакцией расходы на строительство (приобретение) жилья (земельных участков) и расходы на погашение процентов по займам (кредитам), выделив каждые из них в отдельные виды имущественных вычетов.

При этом как ранее, так и сейчас повторное предоставление имущественного налогового вычета в соответствии со статьей 220 Налогового кодекса РФ не допускается.

Учитывая изложенное налоговый вычет по каждому отдельному виду имущественных вычетов может быть предоставлен только в отношении расходов по одному и тому же объекту и не может быть предоставлен по иным расходам отдельно от вычета на покупку жилья. Следовательно, воспользоваться имущественным вычетом в сумме фактически уплаченных процентов по договору купли – продажи, направленному на приобретение в 2010 году квартиры по адресу: <адрес> Шебелист А.А. не имеет права.

В связи с указанным, излишне возмещенная сумма налога налогоплательщику за 2013 года составила 4275 руб. 00 коп., за 2014 год - 9668 руб. 00 коп.

Суд соглашается с расчетом излишне уплаченного налогового вычета, возражений от административного ответчика относительно спорных сумм налоговых вычетов не поступило.

Поскольку в судебном заседании установлен факт излишне уплаченных сумм налогового вычета, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исследовав материалы дела, судом установлено, что налоговым органом соблюден срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Тюмень в размере 557 руб. 72 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 286, 174-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по городу Тюмени , удовлетворить.

Взыскать с пользу ИФНС России по городу Тюмени с Шебелист А.А. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2013 годы в размере 4275 руб. 00 коп., за 2014 год в размере 9668 руб. 00 коп.

Взыскать с Шебелист А.А. в доход муниципального образования город Тюмень государственную пошлину в размере 557 руб. 72 коп.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 18 сентября 2017 года.

Судья Е.А. Гарипова