дело № 2а-616/2019
изготовлено 15.01.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль14 января 2019 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при секретаре Ховриной О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антоновой Натальи Александровны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля о признании незаконным решения,
установил:
Административный истец Антонова Н.А. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля требованием признать незаконным приказ № 4380 от 9 октября 2018 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> указывая на то, что является многодетной матерью и имеет право на бесплатное предоставление земельного участка. При обращении административного истца с заявлением в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по <адрес>, для использования под индивидуальное жилищное строительство, административным ответчиком 9 октября 2018 года было отказано на том основании, что испрашиваемые границы земельного участка накладываются на земельные участки, схемы расположения которых на кадастровом плане территории утверждены приказами Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 13 июня 2018 года №2244 и №2245, от 29 июня 2018 года №2563.
Антонова Н.А. полагает отказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля незаконным и нарушающим ее права, поскольку указанные приказы об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане и о присвоении адресов земельным участкам были приняты после ее обращения в Департамент за согласованием спорного земельного участка.
При этом Антонова Н.А. указала, что первоначально с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> обратилась в мае 2018 года. 25 июня 2018 года ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка – приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля №2507. Основанием для отказа послужило наличие на земельном участке сооружения (теплицы), сам земельный участок огорожен забором и используется под огород. Из приказа №2507 следовало, что по запрашиваемому адресу необходимо провести проверку земельного участка, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка не препятствует повторному обращению за согласованием данного участка. Антонова Н.А. обратилась повторно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>, но ей отказали в согласовании, но уже по другим основаниям.
При этом Антоновой Н.А. не сообщалось могут ли ей быть предоставлены земельные участки вновь образуемые.
Административный истец Антонова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Ее представитель по ордеру Порецкий Р.В. административный иск поддержал по доводам, изложенным в нем. Пояснил, что Антонова Н.А. дважды обращалась в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> – в мае и сентябре 2018 года. Оба раза ей отказано, но по разным основаниям. Приказы Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 13 июня 2018 года №2244 и №2245, от 29 июня 2018 года №2563 не оспаривались, не отменены. Приказ №2507 от 25 июня 2018 года Антонова Н.А. не оспаривала, он не отменен. Была проведена проверка земельного участка, на нем было установлено наличие бесхозной постройки (теплицы), в настоящее время она снесена. Антонова Н.А. обращалась в прокуратуру с целью проверки законности приказа №2507 от 25 июня 2018 года и приказа №4380 от 9 октября 2018 года. Приказы согласно ответу прокуратуры законны. Приказ №4380 от 9 октября 2018 года Антонова Н.А. считает незаконным, поскольку приказы об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане и о присвоении адресов земельным участкам были приняты после ее обращения в мае 2018 года в Департамент за согласованием спорного земельного участка. Антонова Н.А. не извещалась о проведении мероприятий направленных на образование земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане. Департамент обязан был согласовать иные границы земельного участка, поскольку имело место частичное наложение земельных участков.
Административный ответчик Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля возражал против удовлетворения требований Антоновой Н.А., представил возражения на административный иск. Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля полагает, что приказ №4380 от 9 октября 2018 года принят в пределах полномочий Департамента в соответствии с требованиями пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Приказы Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 13 июня 2018 года №2244 и №2245, от 29 июня 2018 года №2563 не оспаривались, не отменены.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных требований Антоновой Н.А.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Это также вытекает из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно п. 1.1, п. 2.4 Положения о департаменте архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 30.04.2015 N 521, департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля в области архитектуры, градостроительства, развития городских территорий и земельных отношений.
Одной из задач Департамента является управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд.
В п. 3.23 и п. 3.24 данного Положения закреплено, что Департамент рассматривает заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с принятием по итогам рассмотрения соответствующего решения; рассматривает заявления о предоставлении земельного участка с принятием по итогам рассмотрения соответствующего решения, за исключением случаев, когда правовыми актами органов городского самоуправления принятие решений отнесено к полномочиям органов городского самоуправления, должностных лиц городского самоуправления.
Как видно из материалов дела, 12 сентября 2018 года Антонова Н.А. обратилась в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, как многодетная мать.
Приказом Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля №4380 от 9 октября 2018 года административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ – полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельных участков, образуемых в соответствии с ранее принятыми решениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и о присвоении адресов земельным участкам: <адрес>, приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 13 июня 2018 гора №2244, <адрес>, приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 13 июня 2018 гора №2245, <адрес>, приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 29 июня 2018 гора №2563.
Ранее в мае 2018 года Антонова Н.А. также обращалась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>. 25 июня 2018 года ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка – приказ Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля №2507. Антоновой Н.А. было отказано на основании пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ – земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 4 ст. 39.16 ЗК РФ – на указанном в заявлении земельном участке расположено сооружение (теплица), участок огорожен забором и используется под огород.
Из пояснений представителя административного истца следует, что указанные обстоятельства были проверены и устранены, что повлекло последующее обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес> – 12 сентября 2018 года.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не оспариваются сторонами по делу. Приказы Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля от 13 июня 2018 гора №2244, от 13 июня 2018 гора №2245, от 29 июня 2018 гора №2563, от 25 июня 2018 года №2507 не отменены, являются действующими.
Согласно пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В ст. 39.15 ЗК РФ закреплено, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (п. 4).
В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю (п. 6).
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса – пп. 1 и пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (п. 12 ст. 29.15 ЗК РФ).
Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ).
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ).
Проанализировав фактические обстоятельства дела, изложенные положения закона, суд приходит к выводу, что Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля принял приказ №4380 от 9 октября 2018 года в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями ст. 39.15, пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
На момент повторного обращения Антоновой Н.А. в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля имелись решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которых не истек. Данные решения не отменены.
Обстоятельство, что ранее ФИО1 уже обращалась в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и Департамент был осведомлен о намерении административного истца согласовать спорный земельный участок, не влияет на законность и обоснованность приказа №4380 от 9 октября 2018 года.
Антоновой Н.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка приказом №2507 от 25 июня 2018 года, поскольку ей земельный участок не мог быть предоставлен в связи с наличием на земельном участке сооружения (теплицы), участок огорожен забором и используется под огород.
Процедура утверждения разрабатываемой заявителем схемы расположения земельного участка сама по себе не свидетельствует о его формировании, существовании, и, не означает, что земельный участок обязательно будет оформлен за конкретным заявителем по заявленным им границам. При этом в силу прямого указания закона Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля в праве, а не обязан при наличии согласия заявителя утверждать иной вариант схемы расположения земельного участка.
Таким образом, суд не усматривает основания для отмены приказа Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля № 4380 от 9 октября 2018 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Антоновой Натальи Александровны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья В.В. Воробьева