Дело № 2а-5310/2019 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе: председательствующего судьи Калашниковой А.В., при секретаре Тереховой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, установил: прокурор обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц о признании информации о реализуемых товарах, способах их доставки, условиях оплаты продукции, произведенной в странах, входящих в Европейский Союз, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации, размещенной в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование требований указано, что в ходе проведенного прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлено, что на указанных сайтах содержится информация о реализуемых товарах, способах их доставки, условиях оплаты продукции, произведенной в странах, входящих в Европейский Союз (Испания, Италия, Португалия, Финляндия, Франция), запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации, такой как мясные продукты, сыры. Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц. Распространение информации влечет административную ответственность, противоречит целям и задачам действующего законодательства. В судебное заседание прокурор не явился, на запрос суда дополнительных пояснений по характеру информации, подлежащей запрету, по способам установления собственников спорных сайтов не представил. Административный ответчик своего представителя в суд не направил, в представленном суду отзыве указывает на недоступность информации, размещенной на отдельных сайтах. Указано на отсутствие всех спорных сайтов в Едином реестре. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон. Изучив дела, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ). В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий. В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр). В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ). Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса. Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ). При этом неявка административного ответчика в судебное заседание, за исключением случая, когда его явка признана судом обязательной, непредставление им объяснений по административному делу не препятствуют рассмотрению дела по существу. Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Судом установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайтов в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При проведении проверки прокурором установлено, что информация, размещенная на страницах сети Интернет по указанным в административном иске адресам: <данные изъяты>, содержит сведения о реализуемых товарах, способах их доставки, условиях оплаты продукции, произведенной в странах, входящих в Европейский Союз, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации. Доступ к сайтам открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным ответчиком. Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», а также Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» предусмотрено запрещение либо ограничение осуществления отдельных внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, и присоединившееся к такому решению. Указом Президента РФ от 24.06.2019 № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» продлено с 1 января по 31 декабря 2020 года действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420 и от 24.06.2019 № 293» введен по 31 декабря 2020 года запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению, а также утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2010 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. Основанием для обращения в суд прокурора явилось выявление им на указанных в административном иске сайтах информации о возможности приобретения с доставкой на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны Европейского союза, в частности: мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки; молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания); фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе. На указанные обстоятельства имеется ссылка в административном иске, в подтверждение доводов иска представлены скриншоты страниц сайтов. В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг. Пунктом 5 Правил предусмотрено, что продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается. Статьёй 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Кроме того, ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса. Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за распространение «санкционной» продукции. Распространение указанной информации способствует незаконному ввозу на территорию Российской Федерации запрещенных продуктов питания и их реализации через Интернет-магазин, противоречит целям и задачам государства в сфере политического регулирования правоотношений со странами Евросоюза. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что подлежит удовлетворению административный иск в части признания информации о реализуемых товарах, способах их доставки, условиях оплаты продукции, произведенной в странах, входящих в Европейский Союз, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации, размещенной в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Учитывая, что в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в данном случае будет являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то суд приходит к выводу, что иск заявлен к надлежащему ответчику. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). По сведениям, предоставленным административным ответчиком, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным, прокурор также не представил сведений о розыске администраторов и владельцев спорных сайтов в целях привлечения их к участию в деле. Разрешая требования прокурора в остальной части, суд приходит к следующему. Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Прокурором не представлено в суд достоверных доказательств того, что на дату рассмотрения дела в суде на сайтах: <данные изъяты> размещена информация запрещенного характера. Представленные с административным иском скриншоты спорных страниц сайтов не позволяются суду убедиться, что на указанных сайтах реализуются мясные продукты, сыры, произведенные в странах Европейского Союза, с доставкой по территории Российской Федерации, на что ссылается прокурор в своих требованиях. Так, в результате проверки судом информации, размещенной на сайтах, установлено, что доступ к сайтам <данные изъяты>, ограничен, информация недоступна. Исходя из представленной на сайте <данные изъяты> информации, доставка реализуемой на нем продукции, в том числе, из Италии, производится исключительно по территории Украины, в частности, с доставкой по Одессе, сведений о возможности приобретения продукции, произведенной в странах Европейского Союза, на территории Российской Федерации, на сайте отсутствует. Раздел сайта <данные изъяты> «Мясные деликатесы и сыры», на наличие запрещенной информации в котором ссылается прокурор, каких-либо товаров и продукции для реализации не содержит. При переходе на сайт <данные изъяты> для посетителей сайта всплывает окно, в котором указано на невозможность отправки продукции, реализуемой на сайте, в связи с затруднениями на границе, магазин закрыт, что свидетельствует об отсутствии нарушений закона, на которые ссылается прокурор. В связи с указанными обстоятельствами и отсутствием доказательств обратного, требования в спорной части удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил: административный иск прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить частично. Признать информацию о реализуемых товарах, способах их доставки, условиях оплаты продукции, произведенной в странах, входящих в Европейский Союз, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов в сети «Интернет»: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (о реализуемых товарах, способах их доставки, условиях оплаты продукции, произведенной в странах, входящих в Европейский Союз, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации), в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В удовлетворении требований в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска. Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2019 года Председательствующий А.В. Калашникова |