Дело № 2а-5312/2018РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
21 ноября 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва к некоммерческому партнерству собственников гаражей «Ветеран-2» о ликвидации и исключении сведений из государственного реестра,
установил:
Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> обратилось в суд с административным иском к некоммерческому партнерству собственников гаражей «Ветеран-2» о ликвидации и исключении сведений из государственного реестра. В обоснование заявленных требований указано, что некоммерческое партнерство собственников гаражей «Ветеран-2» (далее - Партнерство) создано на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ. Решение о государственной регистрации Партнерства принято Управлением Министерства юстиции РФ по РТ (далее - Управление) ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о Партнерстве внесены Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Руководителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Партнерства является ФИО5.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Партнерства была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия его деятельности уставным целям и законодательству РФ. По результатам изучения представленных документов установлено, что Партнерством нарушается действующее законодательство РФ.
Партнерством в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не представлены запрашиваемые в уведомлении о проведении проверки документы.
В нарушение п. 3.2 ст. 32 указанного закона Партнерство не исполнило обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении деятельности Партнерством в ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 10.4 Устава, устанавливающий вопросы исключительной компетенции Партнерства, не соответствует пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы определения принципов образования и использования имущества Партнерства, порядка приема в состав членов Партнерства и исключения из числа его членов, образования других органов Партнерства и досрочное прекращение их полномочий, утверждения годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Партнерства, принятия решений о создании Партнерством других юридических лиц, об участии Партнерства в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Партнерства, назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, назначения аудиторской организации или индивидуального аудитора в Уставе Партнерства не установлены.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу названного Федерального закона № 99-ФЗ, подлежа применению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Устав и наименование Партнерства, зарегистрированное в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, подлежит приведению в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ, в частности, в наименование Партнерства подлежит включению организационно-правовая форма «ассоциация» или «союз».
По результатам проверки Управлением в отношении Партнерства ДД.ММ.ГГГГ вынесено письменное предупреждение со сроком устранения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое возвратилось в Управление с отметкой об истечении срока хранения. Повторное письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ получено Партнерством ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением. ДД.ММ.ГГГГ председателем Партнерства подано заявление, согласно которому Партнерство фактически не осуществляет свою деятельность и в связи с отсутствием денежных средств просит рассмотреть вопрос о ликвидации Партнерства.
Просит ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Некоммерческое партнерство собственников гаражей «Ветеран-2».
Представитель административного истца ФИО2 действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала заявление в полном объеме, дав пояснения, соответствующие доводам иска.
Административный ответчик извещался по юридическому адресу, откуда пришли сведения об отсутствии организации. Судом приняты надлежащие меры к его извещению, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица МРИ ФНС РФ №1 по РТ на судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), и статьей 61 ГК Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
В соответствии с ч.4 Указа Президента РФ № 724 от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью осуществляет Министерство Юстиции РФ.
В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерство юстиции РФ от 03.03.2014 г. № 26, вышеуказанные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Министерства юстиции РФ – Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по РТ имеет полномочия для обращения в суд с иском о ликвидации некоммерческих организаций.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
На основании распоряжения Управления Минюста по РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением была проведена плановая проверка деятельности Партнерства. В результате проверки были выявлены следующие нарушения законодательства.
В нарушение п. 1 ч. 5 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, в соответствии с которым уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленным законодательством РФ, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, Партнерством не предоставлены документы, которые запрашивались в уведомлении о проведении проверки, а именно протоколы общего собрания, документы об избрании директора, ревизионной комиссии, акты проверки финансово-хозяйственной деятельности Партнерства за проверяемый период, первичные бухгалтерские документы, документы по приему, исключению и учету членов Партнерства.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В нарушение п. 3.2 ст. 32 указанного закона Партнерство не исполнило обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении деятельности Партнерством в ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 10.4 Устава, устанавливающий вопросы исключительной компетенции Партнерства, не соответствует пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы определения принципов образования и использования имущества Партнерства, порядка приема в состав членов Партнерства и исключения из числа его членов, образования других органов Партнерства и досрочное прекращение их полномочий, утверждения годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Партнерства, принятия решений о создании Партнерством других юридических лиц, об участии Партнерства в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств Партнерства, назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, назначения аудиторской организации или индивидуального аудитора в Уставе Партнерства не установлены.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу названного Федерального закона № 99-ФЗ, подлежа применению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Устав и наименование Партнерства, зарегистрированное в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, подлежит приведению в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ, в частности, в наименование Партнерства подлежит включению организационно-правовая форма «ассоциация» или «союз».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Партнерства выносилось письменное предупреждение о нарушении законодательства, предоставлялся срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Письмо возвратилось с отметкой об истечении срока хранения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением направлено повторное предупреждение об устранении нарушений, которое получено Партнерством ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением.
Однако на момент обращения Управления с иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
Кроме того, директор Партнерства ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением в Управление Минюста по РТ о том, что фактически не осуществляет деятельность, в связи с чем устранить предписанные нарушения законодательства не представляется возможным. Также сообщается, что у партнерства не имеется расчетного счета и денежных средств. В связи с отсутствием денежных средств на процедуру ликвидации, просят ликвидировать Партнерство.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что ответчик не представлял в уполномоченный орган запрашиваемые документы, неоднократно нарушал требования действующего законодательства и собственного устава, в связи с чем приходит к выводу о том, что ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о ликвидации данной некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к некоммерческому партнерству собственников гаражей «Ветеран-2» о ликвидации и исключении сведений из государственного реестра, удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из единого государственного реестра юридических лиц некоммерческое партнерство собственников гаражей «Ветеран-2» (№) со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья Иргит Н.Б.
Копия верна: Иргит Н.Б.