ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5313/18 от 12.11.2018 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.

При секретаре Герасимовой О. Д.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

12 ноября 2018 г.

дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тандер» к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, главному специалисту-эксперту Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Гафаровой Р. Г. об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

АО «Тандер» обратился с административным иском к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе об оспаривании предписания.

Просит признать незаконным и отменить предписание № 7110-пн от 06.09.2018 г. Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, взыскать судебные расходы.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в отношении АО «Тандер» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области на основании Распоряжения от 16.07.2018 г. за № 864-18 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в период с 10.08.2018 г. по 06.09.2018 г. проведена плановая выездная проверка (общая продолжительность 12 рабочих дней). В ходе проверки установлены нарушения законодательства. АО «Тандер» выдано Предписание № 7110-пн от 06.09.2018 г. об устранении нарушений в срок до 10.04.2019 г. Считает указанное предписание незаконным по следующим основаниям. В соответствии с нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», во избежание чрезмерного ограничения прав проверяемого лица контроль (надзор) в отношении него должен быть осуществлен в рамках четко-определенного периода – в течение 60 рабочих дней. Часть 2 ст. 9Указанного Федерального закона предусматривает, что проведение в отношении юридического лица плановых проверок допускается не чаще одного раза в три года. Таким образом, в отношении юридического лица, имеющего филиалы или представительства на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, решение о проведении плановой проверки должен принимать государственный орган, уполномоченный на принятие решения о проведении такой проверки в отношении юридического лица или представительства, а не подразделение административного органа, курирующего деятельность одного из филиалов или представительства юридического лица. Иного положения норм Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля не следует. Пунктом 6 Устава АО «Тандер» предусмотрено создание филиалов и представительств на территории Российской Федерации. Представительства и филиалы указаны в ЕГРЮЛ. Согласно сведениям с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», плановые проверки АО «Тандер» Роспотребнадзором на последние три года проводились неоднократно. Так, проведены проверки: - на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 28.03.2018 г. № 400 (фактически продолжительность проверки составила 20 рабочих дней); - на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области от 23.01.2018 г. № 20/03-3 (фактическая продолжительность 20 рабочих дней); - на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 24.01.2018 г. № 150 (фактическая продолжительность проверки составила 20 рабочих дней); на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от 01.02.2018 г. № 02-199 (фактическая продолжительность проверки составила 32 рабочих дня); на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 27.03.2018 г. № 138/03 (фактическая продолжительность проверки составила 37 часов). Согласно официальному сайту htts://proverki.gov.ru в отношении АО «Тандер» в период с февраля 2016 г. по январь 2018 г. было проведено 671 проверок Управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по различным субъектам Российской Федерации. Таким образом, в отношении структурных подразделений АО «Тандер» органами Роспотребнадзора проводились проверки, общий срок которых за 2018 г. составил более 60 рабочих дней. Проверка управления Роспотребнадзора по Кемеровской области с 10.08.2018 г. по 06.09.2018 г. проведена по истечении 60 рабочих дней. Указанные обстоятельства относятся к грубым нарушениям требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Поэтому просят признать предписание № 7110-пн от 06.09.2018 г. незаконным.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве ответчиком привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Гафарова Р. Г.

В судебном заседании представитель АО «Тандер» Вишнякова Е. С., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представители Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Пирятинская Н. И., Петрова Е. А., Цуран А. И., действующие на основании доверенности, представившие диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования не признали, пояснив, что включение филиалов АО «Тандер» в Кемеровской области в план проверок Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области на 2018 г. было проверено органами прокуратуры на предмет законности и обоснованности, после чего было признано законным и обоснованным, что подтверждается утверждением о включении в сводный план Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Поскольку Общество осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения плановых проверочных мероприятий в отношении каждого филиала, представительства, подразделения в силу положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 294 устанавливается отдельно, при этом проверка осуществляется на основании распоряжения, изданного органом государственного контроля (надзора) по месту фактического осуществления деятельности. На территории Кемеровской области проверка деятельности торговых объектов АО «Тандер» проведена на основании и с целью исполнения утвержденного плана проведения плановых проверок на 2018 г, согласованного с Прокуратурой Кемеровской области. Плановая проверка на объектах АО «Тандер», расположенных на территории Кемеровской области, была проведена в пределах установленного ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 294 срока. Позиция административного истца о том, что проверка может быть проведена один раз в три года и в отношении филиала, расположенного лишь в одном субъекта Российской Федерации, предполагает оставить многочисленные торговые объекты АО «Тандер» без надзора и поставит под угрозу соблюдение прав потребителей и жизнь и здоровье населения Российской Федерации. Подобная ситуация противоречит основным целям и принципам Федерального закона № 294.

Административный ответчик главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Гафарова Р. Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что предписание было вынесено по результатам проведения проверки, в ходе которой было выявлено ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу си. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что Распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 16.07.2018 г. № 864-18/203-в назначено проведение плановой/выездной проверки в отношении АО «Тандер» в срок с 10 августа 2018 г. по 06 сентября 2018 г.

Согласно акту проверки № 591 от 06.09.2018 г., на основании указанного выше распоряжения проведена проверка АО «Тандер» (магазины «Магнит» в Кемеровской области) общей продолжительностью 12 рабочих дней.

По результатам проверки были выявлены нарушения Санитарных правил 2.36.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Гафаровой Р. Г. было вынесено предписание № 7110-пн об устранении выявленных нарушений в магазинах «Магнит» АО «Тандер», расположенных по адресам <адрес>, в срок до 10 апреля 2019 г.

АО «Тандер», считая указанное предписание незаконным, ссылается на грубое нарушение порядка проведения проверки в части превышения установленных сроков ее проведения.

Оценивая доводы административного истца, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 9 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.

Плановая проверка может быть проведена по месту осуществления деятельности обособленного структурного подразделения, что следует из ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ, предусматривающей, что выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления деятельности.

Согласно статье 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1 статьи 9); плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (часть 2 статьи 9).

Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Согласно п. 8.1 "Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области" (утв. приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 699), Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

8.1.1. организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

8.1.2. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу.

Из распоряжения № 864-18/203-в следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области проверка назначена с целью осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о техническом регулировании в соответствии с ежегодным планом проведения проверок на 2018 г., доведенного посредством его размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области. Задачей проверки является установление факта соблюдения обществом обязательных требований санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о техническом регулировании, принятии мер по пересечению и устранению выявленных нарушений.

Как указано выше, проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности (при этом проведение проверки возможно как в одном месте, так и в нескольких).

В данном случае проверка осуществлялась на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, т. е. по месту фактического осуществления деятельности АО «Тандер».

При этом следует учесть, что на территории иных субъектов Российской Федерации, как указано административным истцом (Воронежской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тульской областях), каждым из органов государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации были вынесены распоряжения о проведении плановых проверок юридического лица по месту фактического осуществления им деятельности в перечисленных субъектах.

В части 1 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ содержится общая норма о том, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьей 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьей 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Таким образом, в Федеральном законе № 294-ФЗ не указано, что названный срок представляет собой общий срок проверок всех филиалов, представительств, подразделений юридического лица и его следует исчислять в совокупности.

Как следует из представленных документов, а также из пояснений сторон, АО «Тандер» осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Поскольку общество осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения плановых проверочных мероприятий в отношении каждого филиала, представительства, подразделения в силу части 4 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливается отдельно.

При этом суд принимает доводы административного ответчика о том, что АО «Тандер» - крупная сеть торговых объектов, осуществляющая реализацию, в том числе и пищевой продукции, в магазинах «Магнит» на территории многих субъектов Российской Федерации, и позиция административного истца о возможности проведения проверки лишь один раз в три года на территории одного субъекта Российской Федерации, исключит возможность соблюдения прав потребителей при исполнении обществом санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Таким образом, установленный законом трехлетний срок между плановыми проверками юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, не нарушен, требования Федерального закона № 294-ФЗ в части сроков проведения проверки, оснований ее проведения и периодичности Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области соблюдены.

В связи с этим суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено в результате проведения проверки с соблюдением требований статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ.

Иных оснований для признания незаконным предписания № 7110-пн от 06.09.2018 г., выданного юридическому лицу, судом не установлено.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд не усматривает оснований для признания незаконным Предписания № 7110-пн от 06.09.2018 г. Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, поскольку оно соответствует нормативным правовым актам и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Таким образом, оценивая указанные доказательства, принимая во внимание, что они согласуются между собой, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований отказано, оснований для взыскания судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Акционерного общества «Тандер» к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, главному специалисту-эксперту Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Гафаровой Рамиле Габдыкабировне о признании незаконным предписания № 7110-пн от 06.09.2018 г. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2018 г.

Председательствующий: О. Н. Данилова