РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 августа 2018 года город Радужный Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Сусловой А.В., с участием представителя административного истца Науменко А.М., заинтересованного лица ФИО1, при секретаре Пешковой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-531/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (заинтересованные лица государственный регистратор прав Радужнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО1 <данные изъяты>, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по ХМАО - Югре о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, указывая в обоснование заявленных требований, что на основании соглашения о передаче права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ он являлся арендатором земельного участка общей площадью 882 кв.м, расположенного по адресу <адрес> очередь, участок № (строительный), с кадастровым номером <данные изъяты>, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство. В период действия договора аренды на указанном земельном участке он возвел жилой дом, однако в период действия договора аренды не успел зарегистрировать его в установленном законом порядке. В связи с этим он обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный для продления договора аренды земельного участка, в чем ему было отказано, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют лица, являющиеся собственниками зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках. В феврале 2018 года он обратился в Радужнинский отдел Управления Росреестра по ХМАО - Югре с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием объекта недвижимости в виде жилого дома. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что в представленной декларации допущены ошибки, отсутствует технический план здания и истек договор аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ он представил дополнительные документы, в том числе, технический план здания, однако ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация вновь была приостановлена, в связи с истечением договора аренды земельного участка. Данное решение было им обжаловано в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, решением от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении его заявления отказано. ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права (уведомление <данные изъяты>), в вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба на решение им не подавалась. Считает данное решение незаконным, принятым с нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 7 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку согласно разъяснениям, данным в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что истек срок аренды земельного участка, на котором возведен объект, противоречит закону. Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости по адресу <адрес> очередь, участок № (строительный) (л.д. 33-36). К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственный регистратор прав Радужнинского отдела Управления Росреестра по ХМАО - Югре ФИО1, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный (л.д. 1-4). В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Управления Россреестра по ХМАО - Югре указал, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект, расположенный по адресу <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенным использованием для размещения одноквартирного жилого дома. На государственную регистрацию был представлен технический план от ДД.ММ.ГГГГ, составленный с нарушением п. 27 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№. В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок представлены договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым срок действия договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно имеющейся записи в Едином государственном реестре недвижимости, аренда земельного участка прекращена ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления представителя муниципального образования <адрес>, таким образом, на момент обращения за постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права срок действия договора аренды земельного участка истек. ДД.ММ.ГГГГ постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на объект были приостановлены на срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии п. 7 и п. 14 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», о чем заявителю было направлено уведомление. ДД.ММ.ГГГГ представлены дополнительные документы, в результате рассмотрения которых выявлено, что причины приостановления устранены частично, а именно отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок. В связи с этим заявителю ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление об отказе в снятии приостановления постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, с сохранением срока приостановления до 06 июня 2018 года. В соответствии с положениями п. 2 ст. 40, п. 7 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости необходимо наличие у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок, которые отсутствовали. Ссылка административного истца на п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является необоснованной, поскольку указанная норма закона не регламентирует постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на здание, когда на момент ввода его в эксплуатацию срок действия соответствующего договора на земельный участок истек. Истец также ссылается на п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», однако предметом исковых требований является обжалование отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на здание, согласно техническому плану заявленный объект не является объектом незавершенного строительства (л.д. 91-96). В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный со ссылкой на п. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 118-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считает, что административный ответчик правомерно отказал в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости (л.д. 82-84). В судебном заседании административный истец ФИО2 не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 104), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 33-36, 104). В судебном заседании представитель административного истца адвокат Науменко А.М., действующий на основании ордера (л.д. 8), полагал, что заявленные требования являются обоснованными, и пояснил, что установленный договором срок аренды земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ, строительство жилого дома было завершено административным истцом в феврале 2016 года в период действия договора, в представленном административному ответчику техническом плане здания указан год создания объекта. В судебном заседании заинтересованное лицо государственный регистратор прав Радужнинского отдела Управления Росреестра по ХМАО - Югре ФИО1, представляющая также интересы административного ответчика Управления Росреестра по ХМАО - Югре на основании доверенности (л.д. 107), не согласилась с заявленными требованиями по основаниям, изложенных в возражениях на административное исковое заявление, и пояснила, что административному истцу было отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок, иных оснований для отказа не имелось. При обращении с заявлением административным истцом не были представлены документы, подтверждающие возведение и введение объекта в эксплуатацию в период действия договора аренды земельного участка. В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 103), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 82-84). С учетом требований ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица, явка которых не признана судом обязательной. Выслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованного лица и представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно положениям ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд. Как следует из материалов административного дела, оспариваемое решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости принято административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25), сведений о дате вручения административному истцу копии решения материалы дела не содержат, административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-7), таким образом, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд административным истцом соблюден. Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием г. Радужный и ЖСК «Мой дом» заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым последнему предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 882 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> очередь строительства, участок № (строительный), с разрешенным использованием для размещения одноквартирного жилого дома, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-28, 29-31). ДД.ММ.ГГГГ управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Радужный ЖСК «<данные изъяты>» выдано разрешение № ru № на строительство жилого комплекса, расположенного по адресу <адрес> очередь строительства, в том числе, жилого <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии срок действия разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23). На основании соглашения к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЖСК «Мой дом» и Гимбатовым А.Х., административному истцу переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33), государственная регистрация сделки произведена ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Радужный административному истцу ФИО2 отказано в заключении договора аренды земельного участка на новый срок, в связи с необходимостью предоставления документа, подтверждающего право собственности на строение, расположенное на земельном участке (л.д. 11-12). В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу положений п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением определенных законом случаев. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс. Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обратился в МКУ «МФЦ города Радужный» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости – жилого здания общей площадью 216 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с приложением технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ, декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче права аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-3, 4-17, 18-21, 22-23, 25-28, 32-33). Согласно уведомлению Радужнинского отдела Управления Росреестра по ХМАО - Югре № КУВД-001/2018-326420/1 от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости в отношении здания, расположенного по адресу <адрес>, приостановлено на основании п. 7 и п. 14 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с несоответствием представленных декларации об объекте недвижимости и технического плана требованиям, установленным п. 11 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и состава содержащихся в ней сведений, п. 27 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также истечением срока действия договора аренды земельного участка и прекращением права аренды ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15). ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлены дополнительные документы с целью устранения причин, приведших к приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости (л.д. 16), ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление № КУВД-001/2018-326420/2 о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на срок до ДД.ММ.ГГГГ, на основании п. 14 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено здание (л.д. 17-18). Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии к рассмотрению заявления административного истца об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д. 21-23). Уведомлением Радужнинского отдела Управления Росреестра по ХМАО - Югре № КУВД-001/2018-326420/3 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположено здание, а также отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированном праве заявителя на земельный участок (л.д. 24-25). Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. На основании ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона. Как установлено при рассмотрении дела, основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости явилось то обстоятельство, что представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона, в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 17-18), тогда как основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права явилось непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (л.д. 24-25), иных оснований для отказа решение административного ответчика не содержит. Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Согласно п. 7 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, до ДД.ММ.ГГГГ основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч. 1 ст. 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Ссылку административного истца на разъяснения, данные в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», согласно которым положение п. 4 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек, суд находит необоснованной, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается отказ в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на здание, а не в отношении объекта незавершенного строительства. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01 марта 2018 года), до 01 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Согласно ч. 8 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. В соответствии с ч. 11 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Согласно п.п. 12 п. 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953, в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости: год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается. Как следует из имеющихся в материалах дела технического плана и декларации об объекте недвижимости, расположенном по адресу <адрес>, строительство жилого дома завершено в 2016 году (л.д. 49-62, 63-66), то есть в период действия договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом согласно изложенным в возражениях административного ответчика доводам, запись о прекращении права аренды земельного участка внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-96). Суд находит необоснованными доводы представителя административного ответчика в той части, что административным истцом не были представлены документы, подтверждающие возведение и введение объекта в эксплуатацию в период действия договора аренды земельного участка, поскольку в силу приведенных положений закона основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, являются только технический план указанного объекта и правоустанавливающий документ на земельный участок, необходимость представления заявителем дополнительных документов, в том числе, подтверждающих сведения, содержащиеся в техническом плане объекта, действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, поскольку объект индивидуального жилищного строительства был создан административным истцом в период действия договора аренды земельного участка, с заявлением им были представлены предусмотренные законодательством документы, которые содержат сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, суд приходит к выводу, что решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимого имущества в связи с прекращением договора аренды земельного участка, на котором был возведен указанный объект, противоречит закону и нарушает права и законные интересы административного истца. Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При установленных по делу обстоятельствах, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению. В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность осуществить в установленном действующим законодательством порядке государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу <данные изъяты> В соответствии ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса, при этом действующее законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины. Расходы административного истца по уплате государственной пошлины составили 300 рублей, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявленные требования ФИО2 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием объекта недвижимости удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-326420/3 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес> Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО2 <данные изъяты> на объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес> Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу ФИО8 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 24 августа 2018 года, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Решение в окончательной форме принято 24 августа 2018 года. Судья /подпись/ А.В. Суслова |