ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-531/20 от 24.12.2020 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 24 декабря 2020 г

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Карбовской Е.О.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Куйтьунского района Пузанкова А.Р., представителя административного ответчика Котлярова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-531/2020 по административному иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйтунского муниципального образования об обязании устранить нарушения требований законодательства в области гражданской обороны,

У с т а н о в и л:

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Куйтунского района в рамках осуществления надзора проведен анализ соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере гражданской обороны. Администрацией Куйтунского муниципального образования до настоящего времени не разработана программа подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования на основе примерных программ, утвержденных Правительством Иркутской области. В нарушение п.п. 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, которое определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях, в администрации Куйтунского муниципального образования отсутствуют планы основных мероприятий, предусматривающие основные мероприятия по вопросам гражданской обороны на 2019 г. В нарушение п. 5 Положения в администрации Куйтунского муниципального образования отсутствуют положение об организации и ведении гражданской обороны, согласованный план гражданкой обороны. Данные нарушения выявлены 09.10.2020 государственным инспектором ОНД и ПР по г. Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области "ННН" по результатам внеплановой выездной проверки, что подтверждается актом проверки от 09.10.2020. До настоящего времени в администрации Куйтунского городского поселения также не разработан план основных мероприятий, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны на 2020 г., что подтверждается объяснениями ведущего специалиста по ГО и ЧС, пожарной безопасности администрации Куйтунского городского поселения Котлярова С.В. от 27.11.2020. Изложенные нарушения законодательства в области гражданской обороны свидетельствуют о том, что администрацией Куйтунского муниципального образования комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны, не принимается, что влечет угрозу причинения вреда населению, материальным и культурным ценностям от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих рассматриваются судами в порядке, предусмотренном КАС РФ (глава 22 КАС РФ). В силу миграционных процессов в обществе определенный круг лиц постоянно или временно пребывающих в здании учреждения определить невозможно. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Просит суд возложить на администрацию Куйтунского муниципального образования обязанность устранить в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу нарушения требований в области гражданской обороны, а именно: разработать программу подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования на основе примерных программ, утвержденных Правительством Иркутской области; разработать план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны на 2019 г., 2020 г.; разработать положение об организации и ведении гражданской обороны, согласованный план гражданкой обороны.

В заявлении об уточнении исковых требований прокурор Куйтунского района просил возложить на администрацию Куйтунского муниципального образования обязанность устранить в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу нарушения требований в области гражданской обороны, а именно:

- разработать план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, на 2021 г.;

- разработать согласованный план гражданской обороны.

Представитель административного истца помощник прокурора Куйтунского района Пузанков А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Куйтунского муниципального образования по доверенности Котляров С.В. уточненные исковые требования признал.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 утверждено Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, которое определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки (далее - Положение).

Так, согласно п. 2 Положения основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются, в том числе, изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний; совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне; выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Подпунктом «г» п. 5 Положения установлено, что в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.

В нарушение указанных требований закона администрацией Куйтунского муниципального образования не разработана программа подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования на основе примерных программ, утвержденных Правительством Иркутской области.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, которое определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях (далее - Положение).

В нарушение п.п. 3, 4 Положения в администрации Куйтунского муниципального образования отсутствуют планы основных мероприятий, предусматривающие основные мероприятия по вопросам гражданской обороны на 2021 г.

В нарушение п. 5 Положения в администрации Куйтунского муниципального образования отсутствует согласованный план гражданкой обороны.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки №2 от 09.10.2020 государственного инспектора ОНД и ПР по г. Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области "ННН" по результатам внеплановой выездной проверки.

09.10.2020 в адрес администрации Куйтунского городского поселения вынесено предписание №2/4/1 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, установленных вышеуказанным актом проверки.

Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень), который включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от их организационно-правовых форм и от формы собственности, с указанием сроков хранения.

Так, согласно подп. 601 п. 11.2 Перечня («Обеспечение антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций») срок хранения в органах местного самоуправления документов (планов, актов, отчетов, справок, списков, переписок) об организации работы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций составляет 5 лет.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанные нарушения законодательства в области гражданской обороны свидетельствуют о том, что администрацией Куйтунского муниципального образования комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны, не принимается, что влечет угрозу причинения вреда населению, материальным и культурным ценностям от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Возложить на администрацию Куйтунского муниципального образования обязанность устранить в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу нарушения требований в области гражданской обороны, а именно:

- разработать план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, на 2021 г.;

- разработать согласованный план гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу