ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5330/2023 от 12.12.2023 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-5330/2023

УИД: 36RS0002-01-2023-004199-91

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 12 декабря 2023 года

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Бородинова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кацай А.А.,

с участием представителя административного истца Воронежской таможни Юматовой Е.М., заинтересованного лица главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Воронежской таможни Пузиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Воронежской таможни к Аксенову Сергею Леонидовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Воронежская таможня обратилась в суд с административным иском к Аксенову С.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований указано, что Аксеновым С.Л. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни в период с 03.02.2020 по 13.06.2022 поданы заявления о выдаче ПТС и уплате утилизационного сбора на 90 транспортных средств. В ходе проверки установлено, что в заявлениях, поданных в таможенный орган, Аксеновым С.Л. указано, что автомобили ввезены на территорию Российской Федерации для личного пользования. По результатам проверки представленных документов, таможенным органом выданы паспорта транспортных средств с уплатой утилизационного сбора в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. В ходе проведения проверки установлен факт ввоза Аксеновым С.Л. в Российскую Федерацию 90 транспортных средств с целью последующей продажи (а именно: обстоятельств ввоза ответчиком транспортных средств в количестве 90 единиц; систематичности приобретения автомобилей в период с 03.02.2020 по 16.06.2022; факта реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени после получения ПТС, при этом, ни одно из названных транспортных средств после получения Аксеновым С.Л. ПТС не было поставлено на государственный учет как за самим Аксеновым С.Л., так и за членами его семьи), что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Исходя из установленных обстоятельств, в том числе данные получены из Центральной Базы Данных Единой Автоматизированной Системы Таможенных Органов - АПС «Электронные госуслуги» (Запросы в МВД). Воронежская таможня уведомила Аксенова С.Л. онеобходимости уплаты утилизационного сбора в отношении 90 транспортных средств письмами: от 02.02.2023 № 14-05-24/01493, от 13.03.2023 № 14-05-24/3009, от 12.04.2023 № 14-05-24/4288, однако утилизационный сбор ответчиком уплачен не был. Исходя из сведений, заявленных Аксеновым С.Л. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составляет 32118 400,00 рублей; общая сумма пени, подлежащая уплате, составляет 8411 788,03 руб., итого 40530188,03 руб. 18.04.2023 Воронежской таможней мировому судье судебного участка № 4 Коминтерновского судебного района г. Воронежа направлено заявление о вынесении судебного приказа. Определением от 02.05.2023 мировым судьей было отказано в принятии заявления (требование не является бесспорным), в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском (л. д. 11-21).

Протокольным определением суда от 17.10.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен главный государственный таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Воронежской таможни Пузина О.В.

Все участвующие в деле лица извещены судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель административного истца Юматова Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Административный ответчик Аксенов С.Л. в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, дополнения к письменным возражениям, вкоторых административный ответчик ссылается, в том числе на то, что расчет и уплата утилизационного сбора за каждую единицу транспортного средства были произведены им самостоятельно, в установленные сроки и в полном объеме в соответствии с действующей в тот период нормативно-правовой базой, сприменением базовой ставки 20000 рублей и коэффициентами 0,17 и 0,26, установленными в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Заинтересованное лицо главный государственный таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Воронежской таможни Пузина О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Аксеновым С.Л. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни поданы заявления о выдаче ПТС и уплате утилизационного сбора на транспортные средства марки:

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «INFINITI QX50» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «INFINITI G37» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD S-MAX» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHARGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHRYSLER PACIFICA» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «ACURA TLX» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «ACURA RDX» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «VOLKSWAGEN PASSAT» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHARGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER»VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «VOLKSWAGEN JETTA» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «NISSAN LEAF» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «NISSAN LEAF» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «BMW 430I» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «SUBARU OUTBACK» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «SUBARU OUTBACK» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET MALIBU» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TOYOTA PRIUS» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «INFINITI Q60» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «BMW 330CI» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE GRAND CARAVAN» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TOYOTA LAND CRUISER 200» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «MASERATI QUATTROPORTE» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «VOLVO V90» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «NISSAN LEAF» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «BMW M3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL S» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «KIA SORENTO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD EXPEDITION» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE GRAND CARAVAN» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL Х» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «MITSUBISHI PAJERO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENDGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб.(ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TOYOTA SEQUOIA» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «MERCEDES-BENZ ML320» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «MAZDA CX-7» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «BYD E6» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL S» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «INFINITI Q60» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TESLA MODEL 3» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «MINI COOPER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CITROEN BERLINGO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHRYSLER PACIFICA» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TOYOTA SEGUOIA» VIN (№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET CAMARO» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET MALIBU» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET EQUINOX» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)+105);

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «FORD MUSTANG» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «DODGE CHALLENGER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 3400, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «LINCOLN NAVIGATOR» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «TOYOTA LAND CRUISER» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№));

- заявление от (ДД.ММ.ГГГГ) «CHEVROLET MALIBU» VIN(№), уплачен утилизационный сбор в размере 5200, 00 руб. (ТПО (№)/(№)).

Цель ввоза транспортных средств, указанная Аксеновым С.Л. в заявлениях об уплате утилизационного сбора, - для личного пользования.

27 декабря 2022 года состоялось заседание комиссии Воронежской таможни по профилактике коррупционных правонарушений.

Пунктом 2.2 протокола заседания комиссии по профилактике коррупционных правонарушений Воронежской таможни от 27 декабря 2022 года № 4 отделу контроля таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - ОКТСиТП) поручено принять решение о проведении проверочных мероприятий в рамках Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 по доначислению сумм утилизационного сбора, уплаченных физическими лицами, ввозивших транспортные средства не для личного пользования.

Как следует из докладной записки отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей от 01.03.2023 № 14-05-22/0081 в целях исполнения пункта 2.1 протокола ОКТСиТП установлено, что физическим лицом Аксеновым С.Л. за 2020 – 2022года было ввезено в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, Республики Армения и других стран транспортных средств в количестве 102единиц (за весь период) и уплачен им утилизационный сбор согласно пункту 3 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от26.12.2013 № 1291 как за транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя с коэффициентами расчета суммы утилизационного сбора 0,17 для новых транспортных средств и 0,26 для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет. Перечнем установлены базовые ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.

По запросу Воронежской таможни, ГУ МВД России по Воронежской области были предоставлены сведения о регистрационных действиях с автотранспортными средствами, которые значатся по учетным данным ФИС ГИБДД на 20.01.2023 (т. 1, л. д. 27-45).

В ходе проведения проверки Воронежской таможней установлен факт ввоза Аксеновым С.Л. в Российскую Федерацию 90 транспортных средств с целью последующей продажи (а именно: обстоятельств ввоза ответчиком транспортных средств в количестве 90 единиц; систематичности приобретения автомобилей в период с 03.02.2020 по 16.06.2022; факта реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени после получения ПТС, при этом, ни одно из названных транспортных средств после получения Аксеновым С.Л. ПТС не было поставлено на государственный учет как за самим Аксеновым С.Л., так и за членами его семьи).

Исходя из сведений, заявленных Аксеновым С.Л. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составляет 32118 400,00 рублей.

Воронежская таможня уведомила Аксенова С.Л. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных транспортных средств письмами: от 02.02.2023 № 14-05-24/01493, от 13.03.2023 № 14-05-24/3009, от12.04.2023 № 14-05-24/4288.

Поскольку утилизационный сбор Аксеновым С.Л. не был уплачен в полном объеме, Воронежская таможня обращалась к мировому судье судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Аксенова С.Л. утилизационного сбора и пени, однако определением мирового судьи в принятии заявления Воронежской таможни было отказано.

Возражая против заявленных административных требований, административный ответчик ссылается, в том числе на то, что расчет и уплата утилизационного сбора за каждую единицу транспортного средства были произведены им самостоятельно, в установленные сроки и в полном объеме в соответствии с действующей в тот период нормативно-правовой базой, с применением базовой ставки 20000 рублей и коэффициентами 0,17 и 0,26, установленными в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание судом, ввиду следующего.

Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, а также лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 (далее - Правила взимания утилизационного сбора).

Таким образом, утилизационной сбор является особым видом обязательного платежа, введенным в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, взимание которого является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной указанными Правилами.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 5 Правил взимания утилизационного сбора).

Названными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

В соответствии с п. 11 Правил взимания для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), в том числе, расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Таможенные органы в соответствии с п. 13 Правил взимания осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.

На основании изложенного, учитывая факт отсутствия регистрации автомобилей на административного ответчика Аксенова С.Л. и членов его семьи, что не позволяло ему использовать данные автомобили в личных целях для движения по дорогам общего пользования, что подтверждается сведениями, предоставленными ГУ МВД России по Воронежской области, а также установлено проверкой Воронежской таможни, а также периодичность ввоза, количество транспортных средств, то, что транспортные средства были реализованы Аксеновым С.Л. третьим лицам в течение непродолжительного времени после получения ПТС, суд считает доказанным факт ввоза транспортных средств не в целях личного использования АксеновымС.Л., что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что факт неполной уплаты Аксеновым С.Л. утилизационного сбора таможенным органом установлен.

Иные доводы возражений административного ответчика судом также не принимаются, поскольку они сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Расчет задолженности по уплате утилизационного сбора в размере 32118 400 рублей судом проверен, административным ответчиком не оспорен. Расчет произведен с учетом сведений, заявленных административным ответчиком Аксеновым С.Л. о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, при этом из величины сбора вычтены уже уплаченные Аксеновым С.Л. суммы утилизационного сбора за 90 транспортных средств. Оснований для признания представленного административным истцом расчета неверным, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца Воронежской таможни о взыскании с Аксенова С.Л. суммы утилизационного сбора в размере 32118400 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

На основании абзаца 4 пункта 11(2) Правил, пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

С учетом названных норм Воронежской таможней произведено начисление пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации 90 транспортных средств по состоянию на 29.06.2023 в размере 8411788,03 рублей.

Вместе с тем, при расчете пени таможенным органом не учтены положения постановления Правительства от 28.03.2022 № 497 и период действия соответствующего моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, в связи с чем указанный период и суммы начисленных пени за указанный период подлежат исключению из расчета.

Таким образом, размер пени, рассчитанной в связи с нарушением срока уплаты утилизационного сбора по каждому из 90 автомобилей составит 5073492,98 рублей: 31595,41 рублей + 122402, 71 рублей + 125478,94 рублей + 29846,04 рублей + 47657,67 рублей + 108459,99 рублей + 119032,16 рублей + 75566,15 рублей + 74902,54 рублей + 74703,46 рублей + 82479,72 рублей + 128896,98 рублей + 46331,79 рублей + 31809,05 рублей + 17057,55 рублей + 75433,43 рублей + 75433,43 рублей + 46727,38 рублей + 46643,77 рублей + 104424,81 рублей + 66299,79 рублей+ 46367,62 рублей + 66351,07 рублей + 46331,79 рублей + 29419,86 рублей + 45731,64 рублей + 45697,43 рублей + 46403,45 рублей + 45697,43 рублей + 4397,52 рублей + 4397,52 рублей + 45697,43рублей + 72537,69 рублей + 114161,46 рублей + 66504,90 рублей + 46475,12 рублей + 72537,69 рублей + 50501,26 рублей + 4397,52 рублей + 17644,32 рублей + 4417,86 рублей + 50501,26 рублей + 4778,49 рублей + 113734,20рублей + 113563,30 рублей + 17671,44 рублей + 4417,86 рублей + 86436,09 рублей + 28595,07 рублей + 18987,04 рублей + 72582,92 рублей + 18987,04 рублей + 49915,26 рублей + 42316,85 рублей + 107733,66 рублей + 73024,18 рублей + 67376,64 рублей + 49915,26 рублей + 49915,26 + 28305,79рублей + 76830,02 рублей + 106361,70 рублей + 67581,75 рублей + 4461,94 рублей + 4536,54 рублей + 87747,79 рублей + 4702,68 рублей + 71119,98рублей + 35090,59 рублей + 111768,84 рублей + 28702,65 рублей + 74127,32 рублей + 73244,81 рублей + 18417,40 рублей + 68453,49 рублей + 28702,65 рублей + 49162,73 рублей + 75671,72 рублей + 110558,28 рублей + 107814,36 рублей + 27147,49 рублей + 27452,31 рублей + 70248,25 рублей + 4631,48 рублей + 74127,32 рублей + 4631,48 рублей + 110719,69 рублей + 69632,90рублей + 69632,90 рублей + 4600,96 рублей.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

В силу ч. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога (в данном случае госпошлина) исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, асумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 60000рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Воронежской таможни к Аксенову Сергею Леонидовичу удовлетворить частично.

Взыскать с Аксенова Сергея Леонидовича в доход федерального бюджета утилизационный сбор в сумме 32118400 рублей, пени в сумме 5073492,98 рублей.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Аксенова Сергея Леонидовича в доход местного бюджета госпошлину в размере 60000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Бородинов

В окончательной форме решение принято 26.12.2023