ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5338/2021 от 13.09.2021 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

72RS0013-01-2021-007785-40

Дело №2а-5338/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 13 сентября 2021 года

Судья Калининского районного суда города Тюмени Соколова О.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Тюмени №1 к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ИФНС России по г.Тюмени № 1 обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 года мотивируя требования тем, что на основании сведений, представленных МРЭО ГИБДД при ГУВД ТО ответчик имел на праве собственности: <данные изъяты>., которые являются объектом налогообложения. В адрес ответчика направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой предъявленного налога в указанные сроки, плательщику направлено требование заказным письмом. Начислена пеня в размере 19,12 рублей. 04.10.2019г. мировым судьей судебного участка №2 Калининского судебного района г.Тюмени вынесено определение об отказе в принятии заявления во вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 До настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 года в размере 5 905,00 руб., в том числе налог за 2016г. в размере 2 943,00 руб., налог за 2017г. в размере 2 943,00 руб., пеня за 2016-2017 в размере 19,12 руб.

Определением суда от 02.07.2021г. административное дело по иску ИФНС России по г.Тюмени №1 возбуждено в порядке упрощенного производства. В соответствии с пп.3 ч.1 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежали: <данные изъяты>., что стороной ответчика не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст.358 Налогового Кодекса РФ, автомобили являются объектом налогообложения.

Налогоплательщиками транспортного налога (ст.357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

При этом, ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты на территории Тюменской области регулируются Законом Тюменской области № 93 от 19 ноября 2002 года «О транспортном налоге».

В соответствии с указанными требованиями законодательства, налоговым органом административному ответчику ФИО1 за владение ТС в 2016 году начислен транспортный налог в размере 2 943,00 руб., о чем ответчику направлено налоговое уведомление №78390112 от 19.10.2018г.; за владение ТС в 2017 году начислен транспортный налог в размере 2 943,00 руб., о чем ответчику направлено налоговое уведомление № 11296466 от 23.06.2018г.

Срок уплаты вышеуказанных налогов установлен не позднее 03 декабря года, следующего за истекшим периодом (03.12.2018 по налоговыми уведомлениям).

Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со ст.69 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование №61483 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.12.2018г. со сроком исполнения до 10 января 2019 года.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов датировано 17.12.2018г., срок его исполнения установлен до 10 января 2019 года. Поэтому срок подачи заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу должен исчисляться с 10 января 2019 года по 10 июля 2019 года.

Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №2 Калининского судебного района г.Тюмени с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с ФИО1 задолженности 04.10.2019 года, т.е. по истечению срока установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в связи с чем 04.10.2019 года в выдаче судебного приказа мировым судьей отказано.

Согласно пункта 48 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административное исковое заявление ИФНС России по г.Тюмени №1 к ФИО1 о взыскании задолженности направлено в Калининский районный суд г.Тюмени направлено 29.06.2021г., т.е. по истечению сроков установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подлежит удовлетворению, поскольку процедура принудительного взыскания задолженности состоящая из взаимосвязанных этапов и сроков реализации не является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд. Никаких уважительных причин, наличие которых объективно препятствовало административному истцу своевременно обратиться в надлежащий суд с заявлением о взыскании налога, в связи с чем оснований для восстановления пропущенного срока, судом не установлено.

В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ", сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.

С учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что срок предъявления искового заявления для взыскания с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, пени за 2016-2017 года пропущен административным истцом, отсутствуют основания для восстановлении пропущенного срока, суд полагает необходимым в административном иске ИФНС России по г.Тюмени № 1 к ФИО1 отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 23, 45, 48, 69, 70, 357, 358 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 1, 2 Закона Тюменской области № 93 от 19.11.2002г. «О транспортном налоге», ст.ст.45,62,84,175-177,290,293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Тюмени №1 к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Калининский районный суд г.Тюмени в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.М. Соколова