Дело №2а-533/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Бологое 17 мая 2016 года
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой С.П.,
при секретаре Филипповой Н.А.,
с участием и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора Юдиной А.И.,
представителя административного ответчика – администрации Березорядского сельского поселения ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березорядского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Березорядского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в деятельности администрации Березорядского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно п.8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится в том числе утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно ч.2 ст.22 Закона в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.5 ст.48 Закона до начала функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в полном объеме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование соответствующих официальных сайтов в сети «Интернет», на которых размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности иная информация. В силу требований п.10 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 №391, органы местного самоуправления представляют оператору государственной информационной системы информацию, включающую в себя следующие сведения: а) муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; б) муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; в) данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических
ресурсов объектов муниципального жилищного фонда; г) данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных
договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем
планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров; д) данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; е) данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; ж) формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности; з) установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; и) количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в
соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам. Согласно п.11 Правил доступ физических лиц, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации, включенной в государственную информационную систему, обеспечивается путем ее размещения, в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет». На официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет размещается информация по соответствующему субъекту РФ и муниципальному образованию. Информация, размещенная на указанных сайтах в сети «Интернет», подлежит обновлению не реже 1 раза в квартал. Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией поселения в нарушение ч.5 ст.48 Закона, а также п.11 Правил, не осуществляется размещение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения. Указанные нарушения подтверждаются информацией администрации поселения, справкой о проверке. Таким образом, бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер по размещению полной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения, влечет за собой нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц. Обращение с данным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнение этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, исковое заявление направлено не только на устранение допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно. На основании изложенного, руководствуясь ст. 1, 4, ч. 1 ст. 39, 40, 124-126 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит возложить на администрацию Березорядского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальном сайте поселения в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора Юдина А.И. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит суд возложить на администрацию Березорядского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальном сайте поселения в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного ответчика – глава администрации Березорядского сельского поселения ФИО1 по существу исковые требования не оспорила.
Выслушав и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнение этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.
Согласно п.8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится в том числе утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч.2 ст.22 Закона в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.48 Закона до начала функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в полном объеме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование соответствующих официальных сайтов в сети «Интернет», на которых размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности иная информация.
В силу требований п.10 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 №391, органы местного самоуправления представляют оператору государственной информационной системы информацию, включающую в себя следующие сведения: муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда; данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров; данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам.
Согласно п.11 Правил, доступ физических лиц, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации, включенной в государственную информационную систему, обеспечивается путем ее размещения, в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет». На официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет размещается информация по соответствующему субъекту РФ и муниципальному образованию. Информация, размещенная на указанных сайтах в сети «Интернет», подлежит обновлению не реже 1 раза в квартал.
В соответствии со справкой и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора от 08.04.2016 г., проведена проверка соблюдения администрацией Березорядского сельского поселения требований законодательства в сфере ЖКХ. В ходе мониторинга сети Интернет установлено, что администрацией поселения в нарушение ч.5 ст.48 Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не осуществляется в полном объеме размещение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения. Несоблюдение администрацией поселения требований по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам на территории поселения, влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
Согласно ответа главы администрации Березорядского сельского поселения, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в поселении не разрабатывались. Администрацией Березорядского сельского поселения утверждены «Технические мероприятия по энергосбережению» Постановление № 16 от 18.12.2013 г. Муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности с 2014 года в поселении не принимались; приборы учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда с 2014 года не устанавливались; заключение энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд отсутствует. Помимо Технических мероприятий по энергосбережению, администрация Березорядского сельского поселения также имеет утвержденный ООО « Тверьрегионэнерго» - Энергетический паспорт Рeг.05255-Э-013-37-2014.
В соответствии со справкой и.о. заместителя Бологовского межрайонного прокурора от 13.05.2016 г., Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой осуществлен мониторинг сети Интернет. По состоянию на 13.05.2016 г. на сайте администрации Березорядского сельского поселения berezoryadskoe.ru отсутствует следующая информация: муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда; данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных
договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем
планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров; данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в
соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам, о чем в материалах дела приложены распечатки карты сайта и раздела ЖКХ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Березорядского поселения не осуществляется размещение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информации, подлежащей включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте поселения, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования Бологовского межрайонного прокурора и возлагает на администрацию Березорядского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения. При этом срок четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает достаточным для его исполнения.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березорядского сельского поселения о возложении обязанности разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения, удовлетворить.
Возложить на администрацию Березорядского сельского поселения обязанность разместить информацию о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также информацию, подлежащую включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на официальным сайте поселения, установив срок исполнения решения суда – четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий