ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-533/2022 от 03.03.2022 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-533/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 03 марта 2022 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Мартыненко В.М.,

при секретаре Гуркиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску (далее - ИФНС России по г. Смоленску/Инспекция/административный истец/взыскатель/истец), уточнив свои требования, обратилась в суд с административным иском к ФИО1 (далее - административный ответчик/ответчик/должник) о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в общей сумме 17 140,17 руб., сославшись на следующие доводы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Таким образом, ФИО1 (ИНН ), который состоит на налоговом учете в ИФНС по г. Смоленску в качестве налогоплательщика, обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 1 статьи 409 НК РФ (в редакции, действующей на момент начисления налога) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обладал правом собственности на 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем, налогоплательщику за ДД.ММ.ГГГГ начислен налог на имущество физических лиц в сумме 109,00 руб. со сроком его уплаты.

Налог в установленный срок не был уплачен, что явилось причиной направления в адрес должника, согласно ст. 69 НК РФ требований об уплате налога: №5223 от 27.01.2021, №103142 от 27.06.2020.

Требования оставлены без исполнения, задолженность не погашена, и в силу ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начислены пени.

В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 №87-З «О транспортном налоге» (в редакции, действующей на момент начисления налога) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 указанного областного закона являются плательщиками транспортного налога.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ на основании сведений, которые предоставляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ являлся владельцем зарегистрированного на его имя транспортного средства марки "<данные изъяты>", госрегномер , что послужило основанием начисления транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 100,00 руб., который также не был уплачен в установленный налоговым органом срок.

По указанной причине в адрес должника направлены ранее перечисленные требования для погашения задолженности по транспортному налогу.

В добровольном порядке требования Инспекции ФНС России по г. Смоленску не были исполнены, и в силу статьи 75 НК РФ на сумму недоимки начислены пени.

По причине неисполнения в добровольном порядке требований налогового органа по уплате транспортного имущественного налога, ИФНС России по г. Смоленску обратилась в порядке статьи 48 НК РФ к мировому судье судебного участка №1 в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1

Выданный 23.04.2021 по делу судебный приказ, отменен определением мирового судьи от 07.09.2021 в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа и его отмене.

На основании изложенного, ИФНС России по г. Смоленску просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц в виде недоимки в размере 109,00 руб., пени - 6,61 руб., задолженность по транспортному налогу в виде недоимки в размере 16 100,00 руб., пени - 924,56 руб. (л.д.49-53,4-9).

Представитель административного истца - ИФНС России по г. Смоленску ФИО2 на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании не возражала против проведения судебного разбирательства в отсутствии административного ответчика, поддержала в полном объеме уточненный административный иск и просила его удовлетворить.

Просила суд взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц в размере 109,00 руб. и пени за 2019 год, пени за 2014 год, которые на сегодняшний день составляют 0,02 руб., поскольку право на их взыскание Инспекцией не утрачено. Это связано с тем, что ответчиком в 2019 году уплачен начисленный имущественный налог за 2014 год в размере 38,00 руб. Также просила взыскать пени за 2017 год в размере 3,65 руб., право взыскания которых также не утрачено, поскольку начисленный налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 54,00 руб. уплачен ФИО1 путем внесения двух платежей - 27.12.2019 и 22.07.2020.

Просила также взыскать пени за 2018 год в размере 2,08 руб., в связи с наличием неутраченного права на взыскание данной суммы, что обусловлено наличием вынесенного судебного приказа по делу по которому задолженность на сегодняшний день взыскана не в полном объеме.

Также представитель административного истца просила суд взыскать задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 16 100,00 руб., пени в размере 127,73 руб.; пени за 2017 год в размере 645,02 руб., право на взыскание которых Инспекцией не утрачено, т.к. начисленный налог в размере 15 180,00 руб. уплачен административным ответчиком путем внесения двух платежей 27.12.2019; взыскать пени за 2018 год в размере 137,42 руб., право на взыскание данной суммы не утрачено, поскольку начисленный налог за 2018 год в размере 15 180,00 руб. уплачен ответчиком посредством внесения двух платежей: 27.12.2019 и 04.02.2020;взыскать пени за 2015 год, общая сумма которых составляла 586,38 руб., однако, на сегодняшний день, в связи с частичным списанием, Инспекция просит взыскать пени за 2015 год в размере 14,39 руб. Право на взыскание пеней за 2015 год Инспекцией не утрачено, потому как начисленный налог в размере 13 800,00 руб. уплачен.

Кроме того, представитель административного истца отмечает, что срок на обращение в суд для принудительного взыскания задолженности Инспекцией ФНС России по г. Смоленску не пропущен.

Административный ответчик ФИО1, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в суд не прибыл, явку представителя не обеспечил, какого-либо рода ходатайств суду не представил, своего отношения по заявленным исковым требованиям не выразил (л.д. 55,56).

С учетом мнения представителя административного истца, на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика, поскольку его неявка признана необязательной, и соответственно не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Принимая во внимание позицию административного истца, отсутствие мотивированных возражений по существу административного иска со стороны ФИО1, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лицас учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

На основании пунктов 4 и 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пунктов 1 и 3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, а также пеней и штрафа.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению в установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

На основании положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 401 НК РФ имущество в виде квартиры, комнаты, расположенных в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.

В силу статьи 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы.

На основании положений статьи 409 НК РФ налог уплачивается в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 358 НК РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 359, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 5, 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 года №87-3 «О транспортном налоге» на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ являлся владельцем транспортного средства марки "<данные изъяты>", госрегномер и собственником <данные изъяты> доли жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика физического лица - ФИО1 (л.д. 21), содержанием административного иска и уточненного административного иска, а также сведениями, имеющимися в налоговом уведомлении, направленном в адрес налогоплательщика ФИО1 (л.д.22).

ФИО1, как налогоплательщику, состоявшему на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г. Смоленску направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ответчик должен был уплатить транспортный налог в размере 16 100,00 руб., имущественный налог в размере 109,00 руб., начисленные за 2019 год (л.д. 22).

Свидетельством направления уведомления в адрес ФИО1 является список заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

В силу ст. 75 НК РФ на сумму недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц ИФНС России по г. Смоленску начислены пени, что отражено в расшифровке задолженности налогоплательщика, а также в расчете сумм пени (л.д. 15 оборот,24-27).

Поскольку в добровольном порядке налоговое уведомление не исполнено, в адрес должника в силу ст. ст. 69,70 НК РФ направлены налоговые требования:

-№ 5223 от 27.01.2021 о необходимости уплатить транспортный налог в размере 16 100,00 руб. и имущественный налог в размере 109,00 руб. за 2019 год, а также пени в общей сумме 128,59 руб. (127,73 руб. пени по транспортному налогу + 0,86 руб. пени по налогу на имущество физических лиц). Погашение задолженности установлено в срок до 10.03.2021 (л.д. 16).

Поскольку сумма задолженности в соответствии с настоящим требованием превышает 3 000 руб., срок обращения административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа в силу статьи 48 НК РФ истекает 10.09.2021 (л.д. 16).

О направлении настоящего требования в адрес должника свидетельствует список внутренних почтовых отправлений (л.д. 17);

- требование №103142 от 27.06.2020 о необходимости в срок до 24.11.2020 погасить задолженности по ранее начисленным пеням по транспортному налогу в размере 1 383,21 руб. и по имущественному налогу в размере 16,08 руб. (л.д. 18).

Уклонение должника от уплаты начисленных налогов в виде недоимки и пени в установленные сроки послужило основанием обращения Инспекции ФНС России по г. Смоленску в силу статьи 48 НК РФ к мировому судье судебного участка в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному и имущественному налогу на общую сумму 17 726,55 руб., а именно: транспортный налог - 16 100,00 руб. за 2019 год, пени по транспортному налогу - 1 510,94 руб. за 2016-2020 г.г.; имущественный налог за 2019 год - 109,00 руб., пени за 2015-2020 г.г. -6,61 руб. (л.д. 36,37-39).

Выданный 23.04.2021 судебный приказ по делу о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам на общую сумму 17 726,55 руб. отменен определением мирового судьи от 07.09.2021 по причине поступивших от имени ФИО1 возражений относительно исполнения выданного судебного приказа (л.д. 40,41,42).

Таким образом, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника ФИО1 без пропуска шестимесячного срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ.

В соответствии с главой 32 КАС РФ административный истец 17.01.2021 (в соответствии со штемпелем на конверте отправителя) обратился в Заднепровский районный суд г. Смоленска с административным иском к тому же должнику и с тем же требованием, то есть с соблюдением установленного статьей 48 НК РФ срока (л.д. 31,4-9).

Правильность исчисленного административным истцом к уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за указанный период административный ответчик не оспаривал, в связи с чем, требование административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в сумме 17 140 руб. 17 коп. подлежит удовлетворению в полном объеме, с учетом обстоятельств, изложенных представителем административного истца относительно неутраченного права на взыскание пеней по транспортному налогу за 2015,2017,2018,2019 г.г., поимущественному налогу за 2014,2017,2018,2018 г.г.

Согласно частей 1 и 2 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона, в размере 686 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу в сумме 17 024 (семнадцать тысяч двадцать четыре) руб. 56 коп., в том числе: недоимка - 16 100руб. 00 коп., пени - 924 руб. 56 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 115 (сто пятнадцать) руб. 61 коп., в том числе: недоимка - 109 руб. 00 коп., пени - 6 руб. 61 коп., а всего - 17 140 (семнадцать тысяч сто сорок) руб. 17 коп.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета госпошлину в размере 686 (шестьсот восемьдесят шесть) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.М. Мартыненко

Мотивированное решение составлено 18 марта 2022 года.