Дело № 2А-5342/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Князевой Д.А.,
при секретаре – Любимовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к формированию страхового фонда семян лесных растений Сахалинской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований лесного законодательства был установлен факт невыполнения административным ответчиком нормативно установленных требований в сфере воспроизводства лесов при формировании страхового фонда семян лесных насаждений.
В связи с этим, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:
- признать бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к формированию страхового фонда семян лесных растений Сахалинской области - незаконным;
- возложить на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда сформировать страховой фонд семян лесных растений Сахалинской области.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, с требованиями прокурора не согласны, полагает, что ими предпринимаются все возможные меры по выполнению возложенных на них полномочий, исходя из имеющихся ресурсов и поступающего финансирования.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 3, 4, 5, 19, 61, 65 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Воспроизводство лесов включает в себя:
1) лесное семеноводство;
2) лесовосстановление;
3) уход за лесами;
4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве" и настоящим Кодексом.
В целях лесного семеноводства осуществляются:
1) лесосеменное районирование;
2) создание и выделение объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и подобных объектов);
3) формирование федерального фонда семян лесных растений;
3.1) формирование и использование страховых фондов семян лесных растений;
4) семенной контроль в отношении семян лесных растений;
5) другие мероприятия по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений.
В силу статьи 23 Закона РФ от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве" страховые фонды семян представляют собой запасы семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений и формируются на случай неурожая.
Порядок формирования и использования страховых фондов семян сельскохозяйственных растений определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования и использования страховых фондов семян лесных растений определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством.
Такой Порядок утвержден Приказом Минприроды России № 58 от 19 февраля 2015 года и предусматривает, что страховые фонды семян лесных растений создаются в субъектах Российской Федерации и предназначены для хранения запасов семян лесных растений в целях обеспечения воспроизводства лесов и лесоразведения на территории соответствующих субъектов Российской Федерации в случае неурожая семян лесных растений.
Формирование страховых фондов семян лесных растений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий по обеспечению воспроизводства лесов согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации
Формирование страховых фондов семян лесных растений осуществляется путем заготовки или закупки нормальных или улучшенных семян лесных растений.
Органом, осуществляющим формирование страхового фонда семян лесных растений, на основе многолетних данных об урожае семян и потребности в семенах устанавливаются породы и объемы семян лесных растений, составляющих страховой фонд семян.
Во исполнение указанного Порядка, Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области 14 марта 2018 года издано распоряжение №, которым предписано формировать страховой фонд семян лесных растений из семян основных лесообразующих хвойных древесных пород Сахалинской области: лиственницы курильской, лиственницы японской и если аянской.
Вместе с тем, как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего спора по существу страховой фонд семян лесных растений Сахалинской области в установленном порядке не создан, что является нарушение действующего законодательства и свидетельствует о неправомерном бездействии уполномоченного органа.
Доводы стороны ответчика об отсутствии урожая лесных семян древесных хвойных пород на территории Сахалинской области и всего лесосеменного района, сами по себе объективными доказательствами не подтверждены и не могут быть признаны достаточным основанием к неисполнению нормативно- установленных правил.
В силу положений пунктов 1.1, 1.3, 1.4,1.5, 2.1 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства в Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области № 72 от 17 февраля 2017 года, Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах:
1.1.1. использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесных отношений).
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в области лесных отношений.
Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. Министерство исполняет отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по осуществлению:
- федерального государственного лесного надзора (лесную охрану);
- федерального государственного пожарного надзора в лесах;
- федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- федерального государственного охотничьего надзора.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом и законами Сахалинской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Сахалинской области, указами и распоряжениями Губернатора Сахалинской области, а также настоящим Положением.
В задачи Министерства, среди прочего, входит Выработка и реализация государственной региональной политики и нормативное правовое регулирование в области лесных отношений и лесопромышленного комплекса, в сфере охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира (кроме водных биологических ресурсов), в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области развития и осуществления эффективного управления системой особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения, в области сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Сахалинской области, и среды их обитания.
Таким образом, административный ответчик является уполномоченным органом на осуществление на территории Сахалинской области мероприятий по воспроизводству лесов, в то числе, в части, обеспечения формирования страхового фонда семян.
При таких данных, учитывая установленный в ходе судебного разбирательства факт непринятия Министерством полного комплекса мер, направленных на обеспечение воспроизводства лесов, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к формированию страхового фонда семян лесных растений Сахалинской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер к формированию страхового фонда семян лесных растений Сахалинской области - незаконным.
Обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего решения суда сформировать страховой фонд семян лестных растений Сахалинской области.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме вынесено 27 августа 2018 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева