Дело № 2а-5346/2023 (24RS0040-01-2023-005211-94)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Захаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаренко А.В., с участием помощника прокурора г.Норильска Корнеевой А.С., административных истцов Д.О.Н., К.А.И., К.Л.С., Л.К.В., М.Е.Ф., представителя административного ответчика Администрации г.Норильска Белкина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.О.Н., К.А.И., К.Л.С., Л.К.В., М.Е.Ф. к Администрации города Норильск Красноярского края о признании незаконным постановления,
установил:
Д.О.Н., К.А.И., К.Л.С., Л.К.В., М.Е.Ф. обратились в суд с административным иском к Администрации г.Норильска о признании незаконным и отмене постановления Администрации г.Норильска №246 от 16.06.2023, в обоснование указав, что им предоставлены жилые помещения по договорам найма служебных помещений, плата за найм которых после издания обжалуемого постановления выросла на 600%-700%. Размер платы за наем жилого помещения рассчитан исходя из стоимости 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в Красноярском крае, однако данная стоимость с 2019 года по второй квартал 2023 года увеличилось ан 68%.ю а размер платы вырос в 6 и более раз. В приложении к оспариваемому постановлению приведена таблица с данными коэффициентов качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения и коэффициента соответствия платы, абсолютно не понятна логика и математика расчета размера платы за найм жилых помещений, который фактически установлен произвольным способом, величины коэффициентов не привязаны к каким-либо цифрам, значениям, к ценам за 1 кв.м. на вторичном рынке в 2019 и 2023 годах, к базовому размеру платы за найм. Следовательно, установленный размер платы за найм жилых помещений является необоснованным, а постановление №246 от 16.06.2023 незаконным, вынесенным с нарушением федерального законодательства и подзаконных актов, не соответствует п.п. 4,5 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методическим указаниям установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.09.2016 №668/пр.
В судебном заседании административные истцы Д.О.Н., К.А.И., К.Л.С., Л.К.В., М.Е.Ф. поддержали административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, полагали, что срок обращения в суд с настоящим иском ими не пропущен.
Представитель административного ответчика Администрации г.Норильска Белкин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковые требований по изложенным в иске основаниям, указав, что коэффициенты, характеризующие качество и благоустройство жилого помещения, приняты в границах, установленных законом, не превышают единицы, при расчете размера платы за найм принят размер средней цены 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в Красноярском крае во втором квартале 2022 года, что не нарушает права нанимателей жилого помещения, поскольку на момент принятия постановления в 2023 году средняя цена 1 кв.м. была значительно выше. Ежемесячная плата за наем жилых помещений, рассчитанная исходя из положений постановления №246, значительно ниже рыночной стоимости найма жилых помещений в г.Норильске, в связи с чем административными истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов данным постановлением. Кроме того, полагал, что срок для подачи административного иска пропущен истцами, поскольку оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Заполярная правда», а также на сайте Администрации г.Норильска, с этого времени начал течь процессуальный срок, который истцами пропущен.
Выслушав стороны, учитывая заключение прокурора, полагавшей необходимым в удовлетворении требований отказать, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу части 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 16 части 1 статьи 12 ЖК РФ).
Вопросы определения размера платы за жилое помещение непосредственно регламентированы статьей 156 ЖК РФ, согласно части 3 которой размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 г. №522-О-О, положения части 3 статьи 156 ЖК РФ направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений органами местного самоуправления, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
В целях создания методической базы по расчету ставок платы за наем жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) от 27 сентября 2016 г. №668/пр были утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - Методические указания), вступившие в силу с 1 января 2017 года.
Данные Методические указания определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 1.1).
Администрацией г.Норильска принято постановление от 16.06.2023 №246, которым установлен в том числе размер платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск (за исключением коммерческого найма). Данное постановление вступило в силу 01.07.2023.
Поскольку административным истцам Д.О.Н., К.А.И., К.Л.С., Л.К.В., М.Е.Ф. предоставлены жилые помещения в МО г.Норильск по договорам найма служебного помещения, размер платы за пользование ими жилыми помещениями рассчитывается исходя из размера платы, установленного данным Постановлением в приложении №2, суд в рамках настоящего дела проверяет законность постановления в указанном объеме.
Административные истцы в иске ссылались в том числе на размер платы за социальный найм, в судебном заседании ими было указано на обжалование постановления Администрации г.Норильска №246 от 16.06.2023, о несогласиии с основаниями предоставления им жилых помещений по договору служебного найма, а не по договору социального найма не заявлялось.
Как следует из пункта 2.1 Методических указаний, расчет платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, определяется по формуле, согласно которой итоговый размер платы за наем жилого помещения (Пнj) является произведением базового размер платы за наем жилого помещения (Нб), коэффициента, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома (Кj), коэффициента соответствия платы (Кс) и общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (кв. м) (Пj).
Исходя из указанной формулы размер платы за 1 кв.м является произведением базового размер платы за наем жилого помещения (Нб), коэффициента, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома (Кj), коэффициента соответствия платы (Кс).
В соответствии с пунктом 3.1 Методических указаний базовый размер платы за наем жилого помещения (НБ) является произведением средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений (СРс) на 0,001.
Данный показатель (СРс) не зависит от решения муниципального образования, определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) (по всем типам квартир) (п.3.2 Методических рекомендаций).
Согласно пояснительной записке к проекту постановления при расчете базового размера платы за наем жилого помещения (НБ) в Постановлении от 16.06.2023 №246 была учтена средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в Красноярском крае за второй квартал 2022 года – 71910,2 руб., что с учетом значительного увеличения средней цены ко второму кварталу 2023 года – 81285 руб. за кв.м. не нарушает права административных истцов.
Таким образом, при определении размера платы за 1 кв.м в оспариваемом постановлении базовый размер платы за наем жилого помещения (НБ) составил 71,91 руб., из расчета 71910,2 руб. *0,001.
В соответствии с п.4.1 Методических рекомендаций показатель коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома (Кj) рассчитывается как средневзвешенное значение показателей по параметрам коэффициент, характеризующий качество жилого помещения (К1), коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения (К2), коэффициент, месторасположение дома (К3).
При этом значение коэффициентов по каждому из этих параметров определяются органами местного самоуправления, но они должны находиться в интервале от 0,8 до 1,3.
Как усматривается из приложения №2 к оспариваемому постановлению от 16.06.2023 №246, Администрацией г.Норильска в рамках предоставленных полномочий определен коэффициент, характеризующий качество жилого помещения (К1) для жилых помещений, расположенных в домах, введенных в эксплуатацию по 1959 год, в минимальном значении – 0,8; для жилых помещений, расположенным в домах, введенных в эксплуатацию с 1960 по 1979 года (так называемые «хрущевки») – в значении 0,85; для жилых помещений, расположенных в домах, введенных в эксплуатацию с 1980 года (так называемые «улучшенные») – в значении 0,9, что соответствует требованиям п.4.3 Методических рекомендаций.
Согласно приложению №2 к постановлению коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения (К2) при отсутствии благоустройства установлен в минимально возможном значении 0,8, при наличии всех видов благоустройства – в значении незначительно превышающем минимальное – 0,9, что также соответствует требованиям п.4.3 Методических рекомендаций. Из пояснительной записки к проекту постановления следует, что данный коэффициент дифференцирован по наличию или отсутствию в доме таких видов благоустройства как лифт и мусоропровод. Выбор подобных видов благоустройства обусловлен тем, что все жилые помещения оснащены централизованной системой отопления, холодной и горячей водой, водоотведением и электричеством, единственное отличие - это наличие лифта и мусоропровода.
Коэффициент, характеризующий месторасположение дома (К3), оспариваемым постановлением установлен в значении 0,8 – для поселка Снежногорск, 0,85 – для района Кайеркан, 0,9 – для Центрального района и района Талнах, что также соответствует требованиям п.4.3 Методических рекомендаций.
Из пояснительной записки к проекту постановления следует, что коэффициента, характеризующий месторасположение дома дифференцирован по районам муниципального образования город Норильск в зависимости от востребованности районов: самые востребованные районы - районы Талнах и Центральный, менее востребованный - район Кайеркан, самый не востребованный район для предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений – п.Снежногорск.
Исходя из указанных показателей коэффициентов, в оспариваемом постановлении рассчитано интегральное значение коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома (Кj), которое соответствует формуле, предусмотренной п.4.2 Методических рекомендаций.
В соответствии с п.2.2. Методических рекомендаций величина коэффициента соответствия платы (Кс) устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в интервале от 0 до 2, до 23.02.2023 действовала редакция, устанавливающая минимальное значение Кс – 1.
Постановлением Администрации г.Норильска от 16.06.2023 №246 установлено значение коэффициента соответствия платы – 1 (50%), которое находится в пределах интервала, предусмотренного п.2.2 Методических рекомендаций, не является максимально возможным, установлено для определенной категорий граждан, пользующихся жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда МО г.Норильск, с учетом социально-экономических условий в данном муниципальном образовании, расположенном в районе Крайнего Севера, а также принятием собственником муниципального жилищного фонда муниципальным образованием город Норильск обязательства по освобождению от внесения платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отдельных категорий граждан (граждан, признанных малоимущими, либо отнесенных к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
При таких обстоятельствах, постановление Администрации г.Норильска №246 от 16.06.2023 в части установления размера платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск (за исключением коммерческого найма) (Приложение №2 к Постановлению) принято надлежащим органом в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением требований ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.09.2016 №668/пр «Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда», установленный размер платы социально-экономически обоснован, учтены месторасположение домов в зависимости от районов города, года постройки домов, логична с учетом высокого уровня благоустройства домов в г.Норильске (наличие во всех жилых помещениях города централизованной системы отопления, холодной и горячей водой, водоотведения и электричества) дифференцированность уровня благоустройства города в зависимости от наличия лифта и мусоропровода. При этом суд учитывает, что коэффициенты установлены в минимальном размере либо незначительно его превышающем – от 0,8 до 0,9, при допустимом максимальном значении – 1,3.
Доводы административных истцов о нарушении их прав и законных интересов вследствие значительного увеличения размера платы за наем служебного жилого помещения какими-либо доказательствами не подтверждены, данные жилые помещения предоставлены им в связи с осуществлением трудовой деятельности, к малообеспеченным и другим социально незащищенным слоям населения административные истцы не относятся, доказательств иного не имеется, установленный размер платы за наем жилого помещения кратно меньше рыночных цен за наем жилых помещений в г.Норильске Красноярского края (по данным онлайн-сервисов Авито, ЦИАН, Домклик и т.д.).
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований удовлетворения административных исковых требований и признания незаконным постановления Администрации г.Норильска №246 от 16.06.2023 в части установления размера платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск (за исключением коммерческого найма).
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика о пропуске истцами срока для обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, поскольку в силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административный иск о признании нормативного правового акта недействующим может быть подан в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований Д.О.Н., К.А.И., К.Л.С., Л.К.В., М.Е.Ф. к Администрации города Норильск Красноярского края о признании незаконным постановления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Захарова
Решение в окончательной форме принято 23 ноября 2023 года.