ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-534/2016 от 11.03.2016 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-534/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2016 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе

судьи Шешукова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 (далее – административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования мотивированы следующим.

ФИО1 имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №*** и недвижимое имущество, находящееся по адресу: <*****>, в связи с чем, является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее по тексту «НК РФ») земельный налог относиться к местным налогам согласно ст. 387 НК РФ земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налога на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения и доля в праве общей собственности на имущество. По данным учета административного истца объектами налогообложения зарегистрированными на имя административного ответчика являются земельный участок, с кадастровым номером: №*** и жилой дом, расположенные по адресу: <*****>. В связи с чем, административным истцом начислен к уплате сумма земельный налог за периоды: <дата> г. в сумме <сумма> коп, за <дата> г. в сумме <сумма> коп., за <дата> г. в сумме <сумма> коп., за <дата> г. в сумме <сумма> коп.; также начислен налог на имущество (жилой дом) за периоды: <дата> г. в сумме <сумма> коп, за <дата> г. в сумме <сумма>., за <дата> г. в сумме <сумма> коп.

На основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по вышеуказанным налогам: земельному налогу в общей сумме <сумма> коп. и налогу на имущество в общей сумме <сумма> коп.

На основании п. 3 ст. 363 НК РФ должнику направлено (ы) налоговое (ые) уведомление (я) на уплату налога и требование (я) от <дата>№***, от <дата> г. № №***, от <дата> г. № №***, от <дата>№***, от <дата>. № №***, от <дата> г. № №*** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое(ые) в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил. На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами ст. 48 НК РФ, ст. 125, 182, 290-292 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу в сумме <сумма> коп. за <дата> гг., из них налог в сумме <сумма> коп., пени в сумме <сумма> коп. и налог на имущество за <дата>.г. в сумме <сумма> коп., из них налог в сумме <сумма> коп., пени в сумме <сумма> коп. Также административный истец, ссылаясь на то, что определением мирового судьи Судебного участка № 1 г. ФИО2 от <дата> заявление на вынесении судебного приказа, поданное административным истцом <дата>, было возвращено истцу, в связи с вступлением в законную силу Кодекса административного судопроизводства РФ, просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления в суд.

С учетом ходатайства административного истца о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и отсутствия возражений административного ответчика против применения такого порядка рассмотрения административного дела, в соответствии со ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По утверждению административного истца за административным ответчиком числится задолженность перед бюджетом по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц в сумме <сумма> коп. зачисляемых в местный бюджет, и пени в общей сумме <сумма>

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Из смысла статей 46, 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пени в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, установленных НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Частью 2 ст.286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, заявление о взыскании налога, пени может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что налоговым органом, в соответствии со статьей 69 НК РФ, в адрес административного ответчика были выставлены следующие требования: № №*** от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> и пени в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, земельного налога в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> г. и пени в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>; № №*** от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> и земельного налога в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> и пени в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>; № №*** от <дата> г. об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, пени в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> и земельного налога в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, пени в сумме <сумма> руб. в срок до <дата>; № №*** от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <сумма> коп. в срок до <дата> г., в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, пени в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, земельного налога в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>, пени в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>; № №*** от <дата> г. об уплате земельного налога в сумме <сумма> коп. в срок до <дата>.

Требование № №*** от <дата> года сроком исполнения до <дата> года, согласно почтовому штемпелю, было направлено в адрес налогоплательщика <дата> года;

Требование № №*** от <дата> года, сроком исполнения до <дата> года, согласно почтовому штемпелю, было направлено в адрес налогоплательщика <дата> года;

Требование № №*** от <дата> года, сроком исполнения до <дата> года, согласно почтовому штемпелю, было направлено в адрес налогоплательщика <дата> года;

Требование № №*** от <дата> года, сроком исполнения до <дата> года, согласно почтового штемпеля, было направлено в адрес налогоплательщика <дата> года;

Требование № №*** от <дата> года, согласно почтового штемпеля, было направлено в адрес налогоплательщика <дата> года.

Срок на предъявление требований о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности по налогам и пени, содержащихся в требовании от <дата> года № №***, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, на момент обращения административного истца с иском в суд истек <дата>.

В связи с тем, что налогоплательщиком в добровольном порядке суммы, указанные в данных требованиях, в установленный для исполнения срок и позже уплачены не были, налоговым органом настоящий административный иск согласно почтового штемпеля на конверте было сдано в почтовое отделение связи для отправки его почтой в суд <дата> г., при этом, налоговым органом меры принудительного взыскания данной задолженности в порядке ст. 46, 47 НК РФ в установленные сроки не принимались, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

По причине пропуска шестимесячного срока на обращение в суд, установленного ст.ст. 46, 48 НК РФ, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу заявления в суд.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (ст. 199 ГК РФ), однако п. 3 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

Налоговый кодекс РФ, равно как и Кодекс административного судопроизводства РФ, не содержат перечень оснований для восстановления пропущенных налоговым органом сроков для бесспорного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, возникшей в результате их несвоевременной уплаты, но в тоже время устанавливают, что причина пропуска срока должна быть уважительной.

Административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд. Ошибочно поданное заявление в другой суд (как указал налоговый орган в ходатайстве) не может являться уважительной причиной пропуска срока, не является обстоятельством, объективно исключающим возможность подачи заявления в суд в установленный срок, поскольку в силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, при этом доказательств вынесения и отмены судебного приказа не представлено.

Таким образом, срок для обращения в суд о взыскании неуплаченных налогов и пени по вышеназванным требованиям, налоговым органом пропущен, уважительных причин для его восстановления судом не установлено, в связи с чем, оснований для восстановления срока на подачу данного административного искового заявления не имеется.

Пропуск срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по указанным обязательным платежам и санкций - налогам и пени является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и основанием для списания Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан указанной задолженности.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определением судьи от <дата> года на административного истца возложено бремя доказывания, в частности, что административный ответчик является налогоплательщиком указанных в иске налогов, тогда как административным истцом не представлено в материалы дела доказательств подтверждающих данные обстоятельства, в том числе доказательств наличия в собственности земельных участков и имущества

Учитывая, что административным истцом в материалы дела не предоставлено доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока на обращение с иском в суд, а также не предоставлено доказательств в подтверждение статуса административного ответчика в качестве налогоплательщика указанных в иске обязательных платежей, суд полагает необходимым административный иск оставить без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.293, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение суда изготовлено в совещательной комнате.

Судья Д.А. Шешуков