ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5355/2016 от 11.10.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 11октября 2016 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Митьковой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: <адрес>, административное дело № по административному иску прокурора Ленинского района города Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Ленинского района города Астрахани обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка исполнения законодательства жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки выявлен факт бездействия органа местного самоуправления по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи линейного недвижимого объекта – водопроводной сети к жилым домам № 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани. Указанная сеть проложена под землей и представляет собой сеть водопроводную (до ПНС низкая сторона) Д-200, L=99 п.м. Также установлено, что сеть водоснабжения по указанному адресу не является муниципальной собственностью и на балансе муниципальных предприятий не состоит. Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятие мер, направленных на постановку на учет бесхозной теплотрассы, влечет в конечном итоге увеличение тарифа на коммунальные услуги теплоснабжения и горячее водоснабжение, в которой дополнительно включаются расходы ресурсоснабжающей организации на содержание данного объекта. В связи с чем, прокурор просит признать бездействие администрации МО «Город Астрахань» незаконным в части не постановки на учет в качестве бесхозяйной вещи линейного недвижимого объекта – водопроводной сети к жилым домам №№ 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани, проложенной под землей и представляющей собой сеть (до ПНС низкая сторона) Д-200, L=186,5 п.м., высокая сторона Д-200, L=163,0 п.м. и ввод в жилые дома Д-100, L=99 п.м. и обязать администрацию МО «Город Астрахань» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи линейного недвижимого объекта – водопроводной сети к жилым домам № 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани, проложенной под землей и представляющей собой сеть (до ПНС низкая сторона) Д-200, L=186,5 п.м., высокая сторона Д-200, L=163,0 п.м. и ввод в жилые дома Д-100, L=99 п.м.

В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, судом определено, в силу п. 7 ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дела в порядке упрощенного производства, о чём вынесено соответствующее определение.

Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 которого принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 5 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществлялось территориальными органами Федеральной регистрационной службы на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны были быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе, план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйного имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в публичный реестр в соответствии с разделом XII Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. N 765, в соответствии с пунктом 121 которого описание объекта недвижимого имущества производится в соответствующих записях подраздела I Единого государственного реестра прав.

Исходя из материалов дела, судом установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства жилищно-коммунальной сфере, выявлены факты бездействия органа местного самоуправления по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи линейного недвижимого объекта - водопроводной сети к жилым домам №№ 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани.

Данная сеть проложена под землей и представляет собой сеть водопроводную (до ПНС низкая сторона) Д-200мм, L=186,5 п.м., высокая сторона Д-200мм, L=163,0 п.м. и ввод в жилые дома Д-100мм, L=99 п.м., что подтверждается сведениями, представленными МУП г. Астрахани «Астраводоканал».

Указанная сеть водоснабжения, исходя из материалов дела, не является муниципальной собственностью и на балансе муниципальных предприятий не состоит.

Учитывая, что собственник спорных участков инженерных сетей, указанных в иске не определен, ни у кого на балансе они не числятся, в реестре муниципальной собственности МО «Город Астрахань» не состоят, ни за кем не закреплены, и никто не следит за их техническим состоянием, суд приходит к выводу, что указанные объекты являются бесхозяйными.

Поскольку названные участки водопроводных сетей являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, непринятие мер, направленных на постановку на учет бесхозной теплотрассы, может повлечь за собой увеличение тарифа на коммунальные услуги теплоснабжение и горячее водоснабжение, в которой дополнительно включаются расходы ресурсоснабжающейся организации на содержание данного объекта.

Наличие этих недостатков администрацией МО «Город Астрахань» не оспорено, доказательств устранения этого нарушения на день рассмотрения дела не представлено.

Таким образом, с учетом изложенного, муниципальное образование «Город Астрахань», в обязанности которой входит организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установив наличие бесхозной сети и включив ее в перечень объектов, подлежащих передаче на баланс обслуживающей организации, до настоящего времени не исполнила обязанности по передачи объекта на баланс ресурсоснабжающуей организацию.

Суд приходит к выводу о необходимости обязании администрации муниципального образования «Город Астрахань» принять меры по постановке на учет водопроводной сети к жилым домам №№ 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани, проложенной под землей и представляющей собой сеть (до ПНС низкая сторона) Д-200мм, L=186,5 п.м., высокая сторона Д-200мм, L=163,0 п.м. и ввод в жилые дома Д-100мм, L=99 п.м., путем обращения с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, так как данная обязанность администрации муниципального образования «Город Астрахань» предусмотрена положениям п. 3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ.

Поскольку доводы заявления нашли свое подтверждение в судебном заседании, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» в части не постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи линейного недвижимого объекта – водопроводной сети к жилым домам №№ 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани, проложенной под землей и представляющей собой сеть (до ПНС низкая сторона) Д-200мм, L=186,5 п.м., высокая сторона Д-200мм, L=163,0 п.м. и ввод в жилые дома Д-100мм, L=99 п.м.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленное нарушение, и принять меры по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи линейного недвижимого объекта – водопроводной сети к жилым домам №№ 20, 22, 24 по ул. 4-ая Черниговская г. Астрахани, проложенной под землей и представляющей собой сеть (до ПНС низкая сторона) Д-200мм, L=186,5 п.м., высокая сторона Д-200мм, L=163,0 п.м. и ввод в жилые дома Д-100мм, L=99 п.м.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.В. Митькова