Дело № 2а-5355/2018 04 октября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Красногвардейский районный суд Санкт‑Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Шмыглиной П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко Владимира Сергеевича к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействие, обязании произвести определенные действия, с участием административного истца и представителя административного ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Шевченко В.С. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ Санкт-Петербурга), в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика в связи с необращением в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по вопросу взыскания задолженности по уплате расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на капитальный ремонт, за последние три года, с собственника помещений <адрес>, по вопросу обязания участия собственника помещений в финансировании расходов по содержанию общего имущества дома.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в сентябре 2016 года он обратился в ГЖИ Санкт-Петербурга с заявлением по вопросу обязания участия собственника помещений в финансировании расходов по содержанию общего имущества дома по адресу: <адрес>. В апреле 2018 года он обратился к ответчику с просьбой об обращении в суд с требованием о взыскании задолженности с собственника помещений по уплате расходов по содержанию общего имущества в МКД, включая расходы на капитальный ремонт, за последние 3 года и с требованием об обязании собственника помещений к регулярной оплате текущих расходов по содержанию общего имущества в МКД, включая расходы на капитальный ремонт. В заявлении ему было отказано. В июне 2018 года он обратился в Прокуратуру Центрального района по вопросу законности отказа, данное заявление было переадресовано ответчику, который своим ответом от 27.07.2018 информировал истца о том, что вопрос о принадлежности помещений будет разрешен администрацией Центрального района Санкт-Петербурга и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга. При этом ответчик по просьбе истца в суд не обратился.
Уточнив исковые требования, истец просит обязать ответчика обратится в суд с требованиями о взыскании задолженности по уплате расходов по содержанию общего имущества, включая расходы на капитальный ремонт за последние 3 года, о заключении договоров оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, об обязании регулярной оплаты текущих расходов по содержанию общего имуществ в включая расходы на капитальный ремонт и с иными требованиями, направленные на пресечение нарушений жилищного законодательства.
Административный истец Шевченко В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Горошко М.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что требования заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из представленных суду материалов, 04.05.2018 года Шевченко В.С. обратился в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга по вопросу обращении Инспекции с исковым заявлением о взыскании задолженности с собственника помещения 11-Н, 13-Н по уплате задолженности по расходам по содержанию общего имущества МКД, а также об обязании данного собственника к регулярной оплате текущих расходов по содержанию общего имущества в МКД по адресу: <адрес>
На основании указанного обращения Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга издано распоряжение от 14.05.2018 года №07/7417-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЖКС №3 Центрального района» по адресу: <адрес>, с целью проверки фактов, изложенных в обращении и нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД. В процессе проверки необходимо было провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: изучение договора управления с собственниками помещений 11-Н, 13-Н, информации об оплате за период с 01.01.2018 и задолженности по состоянию на 01.05.2018 за ЖКУ сособственниками помещений (л.д. 40-44).
Как следует из акта проверки от 18.05.2018 года №07/7417-р помещения 11-Н и 13-Н – подвальные помещения, являются общедомовой собственностью, в связи с чем, начисления по платежам не производится (л.д. 35-37).
По результатам проверки Шевченко В.С. дан ответ от 23.05.2018 № ОБ-9342-1/18-0-1, в котором административным ответчиком указаны результаты проведенной проверки (л.д. 34).
06.07.2018 Шевченко В.С. обратился в Прокуратуру Центрального района Санкт-Петербурга с заявлением о проверке законности отказа Инспекции в обращении в суд, которое было перенаправлено в Инспекцию (л.д. 49-51).
В ходе проверки было установлено, что нежилые помещения 11-Н и 13-Н не учтены в реестре собственности Санкт-Петербурга, при начислении платы за ЖКУ сособственниками помещений МКД применяется площадь всех жилых и нежилых помещений МКД за исключением площади помещений 11-Н и 13-Н. Таким образом, в настоящее время собственник нежилых подвальных помещений 11-Н и 13-Н по адресу: <адрес> не определен.
По результатам проверки Шевченко В.С. дан ответ от 27.07. 2018 № ОБ-9342-2/18-0-1, в котором административным ответчиком указаны результаты проведенной проверки (л.д. 48).
Согласно пункту 2 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года № 1849, основными задачами регионального государственного жилищного Основными задачами Инспекции являются: Осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере осуществления регионального государственного жилищного надзора.
В рамках возложенных задач Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обладает следующими полномочиями: Инспекция для осуществления задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, обладает следующими полномочиями:
осуществлять контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
осуществлять региональный государственный жилищный надзор;
осуществлять лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль;
осуществлять прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
осуществлять контроль за соблюдением порядка и правил признания жилых помещений непригодными для проживания и перевода их в нежилые;
утверждать перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга;
разрабатывать методические материалы и рекомендации в соответствии с компетенцией Инспекции;
осуществлять в пределах своей компетенции деятельность по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге;
представлять по поручению Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга их интересы в органах государственной власти и неправительственных организациях зарубежных стран, международных организациях при рассмотрении вопросов, находящихся в компетенции Инспекции;
выступать в установленном порядке от имени Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга по вопросам, находящимся в компетенции Инспекции, в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
Привлекать на договорной основе научные организации, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к компетенции Инспекции;
представлять Губернатору Санкт-Петербурга, Правительству Санкт-Петербурга заключения по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции;
запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, учреждений, предприятий, организаций информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на Инспекцию, передавать в установленном порядке информацию указанным органам, учреждениям, предприятиям, организациям на безвозмездной основе;
вносить на рассмотрение Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность Инспекции, предложения по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции;
в установленном порядке участвовать в разработке проектов соглашений (договоров) Санкт-Петербурга с другими субъектами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти по вопросам, находящимся в компетенции Инспекции, обеспечивать выполнение обязательств Санкт-Петербурга по данным соглашениям (договорам);
осуществлять подготовку проектов федеральных законов, правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов Санкт-Петербурга, правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции, в установленном порядке проводить согласование проектов указанных правовых актов, представлять на них заключения;
участвовать в подготовке перспективных и текущих планов работы Правительства Санкт-Петербурга, отчетов об их выполнении;
принимать участие в формировании проекта бюджета Санкт-Петербурга в подведомственной Инспекции сфере;
осуществлять полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга и государственного заказчика Санкт-Петербурга;
разрабатывать проекты целевых программ Санкт-Петербурга в сфере деятельности, относящейся к компетенции Инспекции;
обеспечивать в пределах компетенции Инспекции выполнение федеральных целевых программ, в реализации которых участвует Санкт-Петербург, а также целевых программ Санкт-Петербурга;
взаимодействовать с правоохранительными органами в пределах компетенции Инспекции;
обеспечивать рассмотрение обращений граждан и организаций в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивать организацию приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
создавать в установленном порядке рабочие группы и комиссии, научно-консультативные и экспертные советы с привлечением представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также иных организаций. Состав рабочих групп, комиссий, советов и положения о них утверждаются приказом Инспекции;
участвовать в пределах компетенции Инспекции в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, мероприятия по гражданской обороне;
обеспечивать организацию и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке Инспекции, разрабатывать и утверждать мобилизационный план Инспекции;
осуществлять в пределах компетенции Инспекции деятельность по реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге;
обеспечивать реализацию мер по противодействию коррупции в Инспекции;
издавать правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции;
проводить конференции, совещания, семинары, осуществлять организацию выставок и принимать участие в указанных мероприятиях для реализации задач, возложенных на Инспекцию;
осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также общественными объединениями и гражданами в целях выполнения возложенных на Инспекцию задач;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для выполнения стоящих перед Инспекцией задач.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу частей 1, 12 статьи 161 названного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
С учетом вышеприведенных положений Закона, выявление нарушений обязательных требований дает органу государственного жилищного надзора право обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку в рассматриваемом случае полномочиями по вопросу, поставленному административным истцом, а именно о взыскании задолженности с собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, наделена управляющая компания, а не орган государственного надзора, то оснований для обращения в суд в интересах собственников многоквартирного дома <адрес>, у ГЖИ Санкт-Петербурга не имелось. Нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, по обращению Шевченко В.С. выявлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом на государственный орган возложена обязанность после рассмотрения заявления дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч.1 ст.10 названного Федерального закона).
Письма Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 27.07.2018 и от 23.05.2018 содержат ответ по существу поставленного Шевченко В.С. от 04.05.2018 года вопроса об обращении Инспекции с исковым заявлением о взыскании задолженности с собственника помещения 11-Н, 13-Н по уплате задолженности по расходам по содержанию общего имущества МКД, а также об обязании данного собственника к регулярной оплате текущих расходов по содержанию общего имущества в МКД по адресу: <адрес>
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Вместе с тем, в силу п. 1 ч. 9 и ч. 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец обязан доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов действием административного ответчика.
Решение вопроса поставленного административным истцом не относится к компетенции Государственной жилищной инспекции. Законодательством предусмотрено право управляющей компании обратится с соответствующим заявлением в суд в рамках гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах суд считает требования административного иска о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2018 года