ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5355/2021 от 29.11.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-5355/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2021 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Довгалевой А.А.,

с участием представителей административного ответчика Китляева Р.А., Ивановой А.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Кустодович Владимира Петровича к администрации г. Хабаровска о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению торговли, питания и бытового обслуживания о признании решения незаконным, возложении обязанности. В обоснование заявленных административных исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в управление торговли с заявлением о включении в Схему размещения НТО расположенного в районе <адрес> в составе остановочного комплекса. Принимая во внимание, что ответ о принятом решении комиссии заявителю не направлялся, последний обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о представлении информации. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ управление торговли разъяснило, что заседание комиссии по рассмотрению вопроса о включении в Схему НТО состоялось ДД.ММ.ГГГГ, а протокол с решением размещен на официальном сайте администрации города, однако, на указанном сайте, данный протокол размещен не был. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с повторным заявлением о представлении информации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес представителя поступил ответ о принятом комиссией решении об отказе во включении НТО в Схему поскольку испрашиваемое место по НТО обременено правами третьих лиц. Данное решение несостоятельно, поскольку на испрашиваемом участке размещены НТО принадлежащие ответчику, согласно проектной документации. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи, НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона о торговой деятельности). Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с Уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности). Согласно утвержденного порядка для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в Схему, в том числе, заявления от субъектов предпринимательской деятельности с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении мест размещения НТО в Схему размещения по заявлению заинтересованного лица. Одним из таких оснований является расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу. Как следует из содержания указанного протокола, отказ был основан по факту включения в Схему только мест размещения свободных от прав третьих лиц, т.е. тех на которые не установлены какие-либо объекты. Не допускается требовать от заявителей иное, за исключением заявления. При этом госорганом был запрошен схематический план земельного участка. Просит признать протоко заседания комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения НТО в Схему от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа заявителю о включении в схему размещения НТО по адресу? Хабаровск, <адрес>, в районе <адрес>; обязать администрацию Хабаровска в лице управления торговли включить в Схему указанный НТО.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация <адрес>.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представители административного ответчика администрации <адрес>ФИО3, ФИО4, каждый в отдельности, в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Из возражений на административное исковое заявление следует, ДД.ММ.ГГГГ в управление торговли поступило предложение ФИО1 о включении места размещения НТО в Схему размещения по адресному ориентиру: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 24,0 кв.м. К данному предложению заявителем была приложена схема на графической основе с отображением места размещения НТО, согласно которой заявитель испрашивал земельный участок, находящийся ближе к адресному ориентиру: <адрес>, в районе <адрес>. Кроме того, самим административным истцом в исковом заявлении указано на обращение в управление торговли с заявлением о включении в Схему размещения НТО, расположенного в районе <адрес> в составе остановочного комплекса. Предложение ФИО1 с приложением схемы на графической основе с отображением испрашиваемого места размещения НТО было направлено управлением торговли в Комиссию и рассмотрено на указанном протокольном заседании. В связи с тем, что указание адресной привязки является примерным, при рассмотрении предложений Комиссия ориентируется на приложенную схему на графической основе с отображением испрашиваемого места размещения ЕТО. Решением комиссии рекомендовано отказать во включении в Схему размещения в связи с тем, что испрашиваемое место размещения обременено правами третьих лиц – объект фактически установлен. Комиссией установлено, что размещенный нестационарный торговый объект, принадлежащий ФИО1, фактически установлен и находится по адресному ориентиру: <адрес>, в районе <адрес>. Под третьими лицами в данном контексте понимаются любые физические лица, зарегистрированные в качестве ИП или юридические лица, которые рассматриваются в качестве третьих лиц по отношению к органу мастного самоуправления, а не лицу, занявшему испрашиваемое место. Учитывая процедуру внесения изменений в Схему размещения, в том числе учитывая установленную законодательством необходимость последующего проведения аукциона на включенное место в порядке, установленном Постановлением , указанное место размещения в соответствии с предложением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит включению в Схему размещения возможного нарушения прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов. Наличие данного торгового объекта делает невозможным соблюдение процедуры проведения открытого аукциона, и в случае выигрыша аукциона иных хозяйствующим субъектом (не ФИО1, размещение НТО не представится возможным. Таким образом, принятое решение комиссии является законным и обоснованным. В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении торговли во взаимосвязи с решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации <адрес>», управление является структурным подразделением администрации <адрес> без прав юридического лица и не имеет полномочий на самостоятельное представление интересов в судебных органах, в том числе выступать в качестве административного ответчика.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно статье 10 данного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в схему размещения НТО земельного участка по адресу <адрес> в районе <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания направлено в адрес истца уведомления о направление предложения в Комиссию по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>».

Комиссией по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ принято решение, оформленное протоколом , о рекомендации Управлению торговли, питания и бытового обслуживания отказать во включении испрашиваемых мест в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>» в связи с тем, что размещение нестационарного торгового объекта в рассматриваемом месте повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства: земельного, о градостроительной деятельности, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, вы том числе по адресу <адрес>, в районе <адрес>ФИО1 – испрашиваемое место размещения обременено правами третьих лиц, (объект фактически установлен). В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» включению в Схему подлежат только места размещения свободные от прав третьих лиц, то есть те, на которых не установлены какие-либо объекты.

Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - схема размещения)Ю, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

В соответствии с п. 8 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>» осуществляется в едином порядке на основании Схемы размещения, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>», Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «<адрес>».

Порядок размещения НТО на территории городского округа "<адрес>" утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4317 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "<адрес>", Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "<адрес>"".

Согласно указанному Порядку НТО размещаются в соответствии со Схемой размещения НТО (пункты 1.1, 2.1, 9.1), при этом двумя способами - посредством проведения открытого аукциона для "круглогодичного" размещения НТО (пункт 2.1) или посредством открытого конкурса для размещения сезонных НТО (пункт 9.2), на основании договора на размещение НТО, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона (пункт 1.4), и на основании договора пользования местом размещения НТО, заключенного по результатам проведенного открытого конкурса для организации нестационарной торговли в весенне-летний и осенне-зимний периоды (пункты 1.5, 9.2).

Положение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "<адрес>" утверждено постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное Положение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "<адрес>" определяет организацию и процедуру проведения аукционов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "<адрес>" (далее - аукцион, торги).

Торги проводятся в форме открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене аукциона, предметом которого является право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "<адрес>" (далее - Договор).

Основными целями проведения аукциона являются: создание равных условий и возможностей для получения права заключения Договора; заключение Договора.

Комиссией при исследовании представленных ФИО1 документов, было установлено, что на испрашиемом земельном участке уже размещен нестационарный торговый объект, принадлежащий административному истцу.

Принимая оспариваемое решение, административный ответчик обоснованно исходил из того, что размещение нестационарного торгового объекта в рассматриваемом месте по адресу <адрес>, в районе <адрес>, повлечет нарушение прав иных лиц, поскольку нарушены условия равенства при проведении открытого аукциона.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий) необходимо наличие совокупности таких условий как: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям действующего закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца, в данном случае судом не установлена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует требованиям закона.

Доводы административного истца о том, что перечень оснований для отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему является исчерпывающим, суд находит не состоятельным, и противоречащим нормам действующего законодательства.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.