ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5356/2022 от 05.09.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2а-5356/2022

УИД 05RS0038-01-2022-013501-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 5 сентября 2022 года

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего - судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Омаровой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении государственной услуги.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ИП Рахманов И.З. 24.12.2020 обратился в Минприроды РД о предоставлении государственной услуги в рамках Административного регламента «По предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" утвержденного приказом Минприроды РД от 24.10.2012 N 312 (далее - Регламент № 2).

На заседании Республиканской комиссии по экспертизе запасов полезных ископаемых (протокол № 08-20 от 25.12.2020) было рассмотрено обращение ИП Рахманова И.З. и по результатам его рассмотрения Министерством был издан приказ № 299 от 26.12.2020 «Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов строительных песков участка недр «Оборона-3» ИП Рахманова И.З. в Дербентском районе Республики Дагестан и утверждено заключение государственной экспертизы.

Таким образом, установлено, что государственная услуга ИП Рахманову И.З. по его обращению в Минприроды от 24.12.2020 предоставлена полностью и окончательно, и как ее результат, утверждено заключение государственной экспертизы.

26.12.2020 ИП Рахманов И.З. обратился в Минприроды РД об установлении факта открытия месторождения. С учетом рекомендаций, отраженных в протоколе Комиссии по установлению факта открытия месторождения строительных песков от 26.12.2020 №08, на участке недр «Оборона-3» ИП Рахманова И.З., приказом Врио министра № 300 от 26.12.2020 г. установлен факт открытия месторождения и ИП Рахманову И.З. выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения №08.

В Минприроды РД Административный регламент по предоставлении услуг по заявлению об установлении факта открытия месторождений отсутствует.

29.12.2020 ИП Рахманов И.З. обратился за предоставлением государственной услуги «Предоставления права пользования участками недр местного значения», утвержденному приказом Минприроды РД от 12.11.2015 №718 (далее Регламент №1).

По результатам проверки заявки и приложенных документов, комиссия признала пакет заявочных документов соответствующим требованиям Закона РД от 13. 03.2015 №24 «О недрах» и Административному регламенту по предоставлению государственной услуги «Предоставления права пользования участками недр местного значения», утвержденному приказом Минприроды РД от 12.11.2015 №718 (далее Регламент №1).

При этом к заявке в числе других документов были приложены Приказ №299 от 26.12.2020 «Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов строительных песков участка недр «Оборона-3» ИП Рахманова И.З. в Дербентском районе Республики Дагестан, приказ № 300 от 26.12.2020 «Об установлении факта открытия месторождения» и само Заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на участке недр «Оборона -3» от 26.12.2020.

Согласно Заключению комиссии от 29.12.2020 Заявка ИП Рахманова И.З. на получение права пользования недрами соответствует требованиям, установленным Регламентом Минприроды №1. В связи с чем комиссия рекомендовала Минприроды РД предоставить ИП Рахманову И.З. право пользования недрами на разведку и добычу строительных песков на участке недр «Оборона-№» в Дербентском районе.

Таким образом, на основании Административного регламента № 1 ИП Рахманову И.З. была предоставлена государственная услуга и по ее результатам издан приказ Министерства от 30.12.2020 № 3 05 «О предоставлении права пользования недрами».

По истечении более 6 месяцев со дня окончания предоставления государственных услуг, бывший Министр природных ресурсов и экологии РД, без оснований для проведения проверки обоснованности предоставления государственных услуг (об экспертизе запасов, об открытии факта месторождения и предоставления права пользования недрами) издал приказ от

05.07.2021 №165 «Об отмене приказов», в том числе приказов № 299 от 26.12.2020 «Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов», № 300 от 26.12.2020 «Об установлении факта открытия месторождения» и №305 от 30.12.2020 «О предоставлении права пользования недрами».

Основанием для отмены указанных приказов послужила справка юридического отдела без даты о нарушении требований п. 2.7 Административного регламента №2, а именно, при представлении документов на экспертизу запасов (заявление от 24.12.2020) отсутствовали материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых (подпункт 4 пункта 2.7 Регламента №2), а также результаты лабораторных испытаний свойств полезных ископаемых в Геологическом отчете, представленном ИП Рахмановым на экспертизу, не заверены надлежащим образом.

Приказ (Распоряжение) о проведении проверки полноты предоставления государственной услуги ИП Рахманову И.З. министром издан не был. Комиссия по указанному факту не формировалась.

Проверкой установлено, что Министерство более полугода, с момента подписания Министром приказа от 30.12.2020 № 305 «О предоставлении права пользования недрами», (приказ об отмене был подписан только 05.07.2021г.) не подготовило и не выдало лицензию на добычу полезных ископаемых, чем нарушило требования п. п. 1,4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Создание административных барьеров хозяйствующим субъектам в области добычи строительного песка создает искусственное удорожание стоимости строительного песка на рынке, создает недобросовестную конкуренцию. Удорожание стоимости песка отражается на стоимости при строительстве объектов направленных на реализацию социальных программ (строительство социальных объектов). Отсутствие песка влияет на сроки ввода в эксплуатацию объектов. Удорожание стоимости песка также отражается на стоимости при строительстве индивидуального жилья, коммерческих и др. объектов.

Отказ в выдачи лицензии ИП Рахманову И.З. также нарушает интересы Российской Федерации, Республики Дагестан, выразившиеся в недополучении налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты разных уровней от добычи полезных ископаемых.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении обязанностей по предоставлению государственной услуги публичных полномочий в не предоставлении государственной услуги «Предоставления права пользования участками недр местного значения», в части выдачи лицензии ИП Рахманову И.З. и обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан предоставить ИП Рахманову И.З. государственную услугу «Предоставления права пользования участками недр местного значения» путем выдачи лицензии на право добычи недр местного значения.

В судебном заседании представитель административного истца Насимов Ш.М. административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные тексту административного искового заявления.

Представитель административного ответчика по доверенности Дибиров Р.М. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что признавая незаконным бездействие Минприроды РД в части неисполнения обязанности по предоставлении муниципальной услуги, необходимо признать незаконным приказ от 05.07.2021 №165, чего прокуратурой не сделано.

Представитель заинтересованного лица Рахманова И.З. по доверенности адвокат Кондрашова Н.Л. административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ИП Рахманов И.З. 24.12.2020 обратился в Минприроды РД о предоставлении государственной услуги в рамках Административного регламента «По предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" утвержденного приказом Минприроды РД от 24.10.2012 N 312.

На заседании Республиканской комиссии по экспертизе запасов полезных ископаемых рассмотрено обращение ИП Рахманова И.З. и по результатам его рассмотрения Министерством был издан приказ № 299 от 26.12.2020 «Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов строительных песков участка недр «Оборона-3» ИП Рахманова И.З. в Дербентском районе Республики Дагестан и утверждено заключение государственной экспертизы (протокол № 08-20 от 25.12.2020).

26.12.2020 ИП Рахманов И.З. обратился в Минприроды РД об установлении факта открытия месторождения. С учетом рекомендаций, отраженных в протоколе Комиссии по установлению факта открытия месторождения строительных песков от 26.12.2020 №08, на участке недр «Оборона-3» ИП Рахманова И.З., приказом Врио министра № 300 от 26.12.2020 г. установлен факт открытия месторождения и ИП Рахманову И.З. выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения №08.

29.12.2020 ИП Рахманов И.З. обратился за предоставлением государственной услуги «Предоставления права пользования участками недр местного значения», утвержденному приказом Минприроды РД от 12.11.2015 №718.

По результатам проверки заявки и приложенных документов, комиссия вынесла заключение от 29.12.2020, согласно которому заявка ИП Рахманова И.З. на получение права пользования недрами соответствует требованиям, установленным Регламентом Минприроды, с связи с чем комиссия рекомендовала Минприроды РД предоставить ИП Рахманову И.З. право пользования недрами на разведку и добычу строительных песков на участке недр «Оборона-№» в Дербентском районе.

На основании этого был издан приказ Минприроды РД от 30.12.2020 № 3 05 «О предоставлении права пользования недрами».

В последующем министр природных ресурсов и экологии РД издал приказ от 05.07.2021 №165 «Об отмене приказов», в том числе приказов № 299 от 26.12.2020 «Об утверждении заключения государственной экспертизы запасов», № 300 от 26.12.2020 «Об установлении факта открытия месторождения» и №305 от 30.12.2020 «О предоставлении права пользования недрами».

На приказ Минприроды РД от 05.07.2021 №165 «Об отмене приказов» Махачкалинским межрайонным природоохранным прокурором внесен протест с требованием о его отмене.

Судом установлено, что несмотря на указанный протест административный ответчик приказ от 05.07.2021 №165 не отменил.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Федерального закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Из данных норм следует, что органы прокуратуры Российской Федерации наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении трудовых прав работников и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт.

Установлено, что Минприроды РД протест прокурора на приказ от 05.07.2021 № 165 в предусмотренном законом порядке не оспорило.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По результатам оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком правомерность своих действий не доказана.

Пунктом 4.2. Административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды РД от 24.10.2012 N 312, установлен порядок проверки полноты и качества предоставления государственной услуги, предусмотрено, что проверка полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании внутреннего правового акта (приказа) Минприроды РД.

Судом установлено, что приказ (распоряжение) о проведении проверки полноты и качества предоставления государственной услуги ИП Рахманову И.З. Министерством издан не был.

Порядок проверки предоставленной государственной услуги по предоставлению права пользования недрами регламентируется разделом «Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги» Административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по предоставлению государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения, утвержденного приказом Минприроды РД от 12.11.2015 N 718.

Согласно пункту 182 указанного Административного регламента проверки могут быть плановыми (на основании полугодовых или годовых планов работы Минприроды РД) и внеплановыми.

Пунктом 183 указанного Административного регламента предусмотрено, что проверка полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляется на основании приказа Министра природных ресурсов и экологии РД.

Для проведения проверки полноты и качества предоставления государственной услуги на основании приказа Минприроды РД формируется комиссия, состав которой формируется по усмотрению Министра (п. 184 Административного регламента).

Судом установлено, что приказ (распоряжение) о проведении проверки полноты предоставления государственной услуги ИП Рахманову И.З. Министром издан не был, комиссия по указанному факту не формировалась.

Также суд соглашается с выводом административного истца о том, что действующее федеральное и региональное законодательство в сфере недропользования не содержит правовых норм, регламентирующих порядок отмены предоставленной государственной услуги по государственной экспертизе запасов, а также порядок отмены факта открытия месторождений.

Также из письменных объяснений начальника Управления-начальник юридического отдела Дибирова P.M. и консультанта юридического отдела Министерства природных ресурсов и экологии РД Алиева P.M. следует, что приказ № 165 от 05.07.2021 «Об отмене приказов» безусловно подлежит отмене, поскольку вынесен в отсутствие правовых положений, регламентирующих порядок отмены приказов по результатам предоставления государственных услуг, в Минприроды РД отсутствует нормативный правовой акт регламентирующий порядок внутреннего контроля за законностью актов, ранее изданных Министерством.

На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По настоящему делу установлено, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, а именно вопреки внесенному протесту прокурора административным ответчиком не исполнены обязанности по предоставлению государственной услуги «Предоставление права пользования участками недр местного значения», что привело к нарушению прав ИП Рахманова И.З.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении обязанностей по предоставлению государственной услуги публичных полномочий, в не предоставлении государственной услуги «Предоставления права пользования участками недр местного значения» в части выдачи лицензии ИП Рахманову И.З.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан предоставить ИП Рахманову И.З. государственную услугу «Предоставление права пользования участками недр местного значения» путем выдачи лицензии на право добычи недр местного значения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Махачкалы.

Судья З.М. Токаева

Мотивированное решение суда составлено 20.09.2022.