ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-535/18 от 04.09.2018 Никифоровского районного суда (Тамбовская область)

Адм. дело № 2а-535/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Дмитриевка 04 сентября 2018 года

Никифоровский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Денисова С.В.,

при секретаре Просветовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Никифоровского района Тамбовской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Никифоровского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и обязании в течение месяца принять административные регламенты предоставления муниципальных услуг, регулирующие правоотношения по распоряжению земельными участками из земель, право государственной собственности на которые не разграничено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Никифоровского района Тамбовской области обратился в суд с административным иском поименованным во вводной части данного решения. Иск мотивирован следующим.

Прокуратурой района на постоянной основе осуществляется мониторинг муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на соответствие их действующему законодательству. В ходе его проведения было установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Никифоровского района до настоящего времени не приняты необходимые административные регламенты предоставления муниципальных услуг, регулирующие правоотношения по распоряжению земельными участками из земель, право государственной собственности, на которые не разграничено, а также предусмотренные исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства.

В связи с выявленными нарушениями земельного законодательства, 01.02.2018 главе Никифоровского района внесено представление «Об устранении нарушений земельного законодательства, а также законодательства, регулирующие вопросы предоставления муниципальных услуг».

Однако акт прокурорского реагирования надлежащим образом не рассмотрен, конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих, не приняты, необходимые нормативно-правовые акты не утверждены.

Таким образом, бездействие администрации Никифоровского района Тамбовской области нарушает интересы Российской Федерации в части неукоснительного и единообразного исполнения действующего законодательства, а также права граждан.

В судебном заседании заместитель прокурора Никифоровского района Тамбовской области Макарова Л.В. уточнила исковые требования в части срока исполнения обязанности по разработке административных регламентов, а именно до 01 ноября 2018 года, а также уточнила перечень регламентов, которые необходимо разработать административному ответчику, а именно: «О предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков без проведения торгов», «О предоставлении участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», «О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, установленным Законами Тамбовской области», «О предоставлении юридическим лицам и гражданам в собственность, постоянное, безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена».

Представитель администрации Никифоровского района Тамбовской области Сидорова Е.В. уточненные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время ведется работа по принятию указанных регламентов.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного округа лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также других случая, предусмотренных федеральными законами.

С 01.01.2017 пункт 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» действует в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ, согласно которой с указанной даты предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, к которым отнесены, в том числе: процедуры принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для жилищного строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину и т.д.

В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон), деятельность администрации Никифоровского района по реализации функций распоряжения земельными участками является предоставлением муниципальных услуг.

Согласно ст.ст.5, 6 Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставить их в соответствии с административными регламентами, при получении муниципальных услуг заявители имеют, в том числе право на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

При этом, согласно ст. 12 указанного Федерального закона, стандарт муниципальной услуги устанавливается административным регламентом, в соответствии с которым должно осуществляться предоставление муниципальных услуг.

Представителем административного ответчика подтверждены обстоятельства изложенные в административном иске, относительно отсутствия разработанных и утвержденных административных регламентов.

С учетом изложенного, а также принятия судом признания административным ответчиком исковых требований, как не нарушающего чьих-либо прав и интересов, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Никифоровского района Тамбовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Никифоровского района Тамбовской области по непринятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг, регулирующие правоотношения по распоряжению земельными участками из земель, право государственной собственности на которые не разграничено.

Обязать администрацию Никифоровского района Тамбовской области в срок до 01 ноября 2018 года принять следующие административные регламенты:

- «О предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков без проведения торгов»;

- «О предоставлении участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», «О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, установленным Законами Тамбовской области»;

- «О предоставлении юридическим лицам и гражданам в собственность, постоянное, безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Никифоровский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Денисов С.В.