ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5362/2022 от 26.07.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0001-01-2022-004895-06 дело № 2а-5362/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2022 года город Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Никитиной Л.С., при секретаре Халиловой К.Д.,

с участием административного истца Табуркина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Табуркина Александра Николаевича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Табуркин А.Н., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее-ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области ( далее- ФКУ ИК-18) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не соблюдении условий содержания под стражей в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-18 в период с сентября 2006 года по август 2010 года.

В обоснование требований указано, что в период с сентября-октября 2006 года по июль-август 2010 года Табуркин А.Н. содержался в отряде № 3 в ФКУ ИК-18, где не соблюдались нормы санитарной площади на 1 человека, которые составляли менее 1,5 кв.м. на человека. Так, туалета в помещении отряда не было, был лишь неотапливаемый туалет на улице в виде деревянного строения с ямой под нечистоты. Помещение барака было неутепленным, отчего зимой было холодно, также не соблюдалась норма положенности водопроводными кранами и унитазами, что вызывало постоянные очереди, поскольку умывальников и унитазов было меньше установленной нормы. В жилой секции отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция, а из-за перенаселенности невозможно было заниматься своими делами. Указанные обстоятельства причиняли нравственные страдания административному истцу, в связи с чем, он просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству судом 06.06.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказании России, а определением суда от 26.06.2022 в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУЗ МСЧ 66 ФСИН России.

Административный истец Табуркин А.Н., опрошенный с использование системы видеоконференц-связи, в судебном заседании наставил на удовлетворении административного иска в полном объеме по изложенным в нем предмету и основаниям.

Представители административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-18, представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ 66 ФСИН России в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом, представили письменные возражения, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований.

Суд, изучив материалы дела, заслушав административного истца, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Указанные нормы введены в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 494-ФЗ) и применяются с 27 января 2020 года.

В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Табуркин А.Н. в период с 24.08.2006 по 14.03.2012 года отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Свердловской области.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в городе Женева 30 августа 1955 года, (далее по тексту-Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил). В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил).

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1 Правил).

Согласно письменному отзыву административного ответчика отряды ФКУ -18 расположены в двухэтажном здании в деревянном исполнении, здания находились в удовлетворительном состоянии, помещения отвечали требованиям санитарии и гигиены, имели отопление, достаточное искусственное и естественное освещение. Два раза в год проводились комиссионные осмотры зданий и сооружений учреждения с оформлением актов осмотра, с заключением комиссии о проведении ремонта. Ежегодно проводились текущие ремонты зданий. Все общежития отрядов были оборудованы в соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512. В жилых помещениях отрядов и приемном отделении имелось естественное освещение через окна (размером 1,5 м. х 1,2 м.), а также искусственное освещение в виде люминесцентных ламп мощностью 18 Вт. При неисправности освещения электролампы заменялись своевременно. В ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов (от отбоя до подъема) в жилых помещениях отрядов и приемном отделении дневное освещение отключалось, включалось дежурное освещение в виде лампы накаливания 40 Вт.

В помещении приемного отделения санузел располагался в отдельном помещении и оборудовался (унитазы - 3 шт., раковины - 5 шт.), санитарное оборудование (унитазы) были выделены в отдельные кабинки. Высота кабинок 1,5 м. Помещения отрядов были оборудованы санузлами (унитазы, раковины). Санитарное оборудование (унитазы) выделены в отдельные кабинки. Высота стенок кабинок 1,5 м. Санитарное оборудование находилось в рабочем состоянии.

Также имелись туалеты на улице, освещенные неотапливаемые строения, отгороженные зонами приватности, построенные над выгребной ямой. Действующими нормативными правовыми актами запрета для осужденных пользоваться туалетом на улице не предусмотрено. Время для посещения осужденными санитарных узлов в отрядах и туалетов на улице не ограничивалось и не регламентировалось. Тем не менее, указанные условия ничем не отличаются от условий жизни в сельской местности России, где жители берут воду из колодцев и пользуются отдельно стоящим туалетом с выгребной ямой.

Естественная вентиляция в жилых помещениях отрядов осуществлялась путем поступления свежего воздуха (проветривания) через окна. Дополнительная вентиляция осуществлялась через вентиляционные шахты, также осуществлялось дополнительное проветривание жилых помещений отрядов во время проведения завтрака, обеда и ужина.

В жилых помещениях имелось централизованное водоснабжение. Вода поступала из собственной скважины, которая располагалась на территории учреждения. Водой осужденные снабжались ежедневно, без ограничения в объеме.

В учреждении была обеспечена работа автономной котельной. Отопление в отрядах осуществлялось согласно плану отопительного сезона с 15 сентября по 15 мая, при необходимости, в зависимости от погодных условий, вносилась корректировка отопительного сезона. Тепловые сети учреждения находились в технически исправном состоянии. Состояние тепловых сетей по окончании отопительного сезона и в период подготовки к отопительному сезону проверялось в процессе опрессовок тепловых сетей учреждения. Отопление регулировалось по сезону (отключение и включение). Температурный режим в жилых помещениях соблюдался в диапазоне от +18°С до +22°С. Случаев снижения температуры ниже +18°С в учреждении зарегистрировано не было.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного в ФКУ ИК-18 составляла два квадратных метра. Норма жилой площади в учреждении соблюдалась.

За все время отбывания наказания в ФКУ ИК-18 осужденный Табуркин А.Н. был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями и индивидуальными средствами гигиены, которые выдавались ежемесячно.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что согласно приказу Министерства Юстиции России от 30.05.2018 № 93 принято решение о ликвидации ФКУ ИК-18, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Согласно письменному отзыву ФКУ ИК-18 фактически прекратило свою деятельность в 2018 году и все заключенные были вывезены из данного исправительного учреждения в иные исправительные учреждения. В связи с чем, все документы в настоящее время уничтожены по истечению срока хранения, поскольку исправительное учреждение находится в стадии ликвидации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик лишен возможности предоставить в обоснование своей позиции доказательства своих возражений в связи с тем, что документы утрачены в связи с исполнением требований ведомственных нормативных актов (приказ ФСИН № 373 от 27.07.2021), что свидетельствует о нарушении принципа состязательности сторон.

Несмотря на то, что административными ответчиками не опровергнуты доводы административного истца о ненадлежащих условиях его содержания в ФКУ ИК-18, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим исковым заявлением в связи со следующим.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела, административным истцом заявлено требование о взыскании компенсации, которое мотивировано незаконностью бездействия должностных лиц ФКУ ИК-18, выразившегося в необеспечении надлежащего уровня материально-бытовых условий содержания в исправительном учреждении в период с 24.08.2006 по 2010 год. Настоящее исковое заявление подано в суд лишь 31 мая 2022 года, то есть со значительным пропуском установленного законом срока для обращения в суд.

При этом доказательств наличия уважительных причин, препятствующих Табуркину обратиться в суд с настоящим иском в установленный срок, в материалы дела не представлено Более того, судом достоверно установлено, что административный истец освобождался из мест лишения свободы в 2012 году, вновь был осужден и помещен под стражу в 2013 году, что подтвердил Табуркин в ходе судебного заседания. Каких-либо уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, Табуркин не указал, поскольку незнание закона к таким причинам отнести нельзя.

Суд также обращает внимание, что обращение административного истца с требованием о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении последовало только через 12 лет со дня окончания его содержания по стражей в ФКУ ИК-18, которое находится в стадии ликвидации в настоящее время, что само по себе свидетельствует о степени значимости для Табуркина исследуемых обстоятельств, подобный весьма продолжительный срок не только доказывает факт отсутствия у административного истца надлежащей заинтересованности в защите своих прав, но и утрату для него с течением времени актуальности их восстановления.

Таким образом, пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие оснований для признания причин пропуска срока уважительными в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

С учетом изложенных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении иска Табуркина в полном объеме.

Руководствуясь статьями ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Табуркина Александра Николаевича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение суда составлено 04.08.2022

Судья