ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-536/20 от 15.07.2020 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-536/2020

УИД 33RS0019-01-2020-000787-44

Решение

Именем Российской Федерации

г.Суздаль 15 июля 2020 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Кондратьевой О.А.,

при секретаре Кулистовой М.Ю.,

с участием представителя административного ответчика МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля», заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение город Суздаль - Жуковой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чернышова В. Н. к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков,

установил:

Чернышов В.Н. обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» (далее МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля») о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении его заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков. В обоснование требований указал следующее. В информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение о возможном предоставлении в аренду земельных участков, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, с номером извещения ###, лоты №№###, дата и время публикации извещения: 31.01.2020, 10:44, дата и время окончания приема заявок: 02.03.2020, 17:00, срок подведения итогов: ***. *** он оформил на компьютере заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на земельный участок, подписал сертифицированной цифровой электронной подписью и направил его административному ответчику посредством электронной почты. В заявлении он также просил при наличии нескольких заявлений на указанные в приведенной публикации земельные участки организовать и провести аукцион (торги), в которых он намерен принять участие. На его почтовый адрес от административного ответчика поступил ответ, в котором указано, что его заявление оставлено без рассмотрения, с разъяснением, что заявление может быть подано только лично им. Такие действия МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» он считает незаконными, так как у административного ответчика нет права ограничивать способы подачи заявления о намерении принять участие в аукционе, что явилось основанием к обращению в суд с данным административным иском.

Административный истец Чернышов В.Н., извещавшийся судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля», заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение город Суздаль - Жукова Г.В., действующая на основании доверенностей (л.д.47,48,125,126) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что заявление Чернышова В.Н. было оставлено без рассмотрения на законных основаниях.

Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что извещением ### администрация города Суздаля в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации известила о возможности предоставления следующих земельных участков:

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ### кв.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ### расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок площадью ###.м., расположенный по адресу (местоположение): <...> по проекту планировки и проекту межевания, в аренду для индивидуального жилищного строительства (л.д.75-80).

В извещении указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении вышеуказанных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, вправе в течение тридцати дней со дня опубликования данного извещения в газете «Суздальская новь» и размещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru), официальном сайте органов местного самоуправления города Суздаля (www.gorodsuzdal.ru) подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Дата окончания приема заявлений- 02 марта 2020 года. Заявление подается гражданами лично, при наличии документа, удостоверяющего личность по адресу: Владимирская область, г.Суздаль, Красная площадь, д.1, каб.2 (л.д.75-80).

Судом установлено, что на электронную почту МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» 08.02.2020 поступило заявление от Чернышова В.Н. о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков, указанных в извещении ### (л.д.11, 175-178).

Письмом от 12.02.2020 ###, направленным МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» Чернышову В.Н. посредством почтовой связи, сообщено, что исходя из положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка определяется уполномоченным органом. В извещении №### (лоты №###), опубликованном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов установлено, что заявление подается в письменной форме гражданином лично, при наличии документов, удостоверяющих личность по адресу: Владимирская область, г.Суздаль, Красная площадь, д.1, каб.2. Способ подачи заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе посредством электронной почты в вышеуказанном извещении не предусмотрен, в связи с чем заявление Чернышова В.Н. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, направленное в адрес МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» посредством электронной почты, оставлено без рассмотрения (л.д.12-13,173-174).

В соответствии с ч.9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом подлежит выяснению:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Уставом МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля», являющегося юридическим лицом, его учредителем и собственником является муниципальное образование городское поселение город Суздаль (п. Устава) (л.д.68-73,74). Предмет деятельности учреждения - управление, распоряжение собственностью муниципального образования городское поселение город Суздаль, с осуществлением, в том числе, полномочий по организации работы, связанной с проведением конкурсов, аукционов на право заключения договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и и (или) пользования в отношении муниципального имущества и земельных участков (п.8, 10.1 Устава).

Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков на территории муниципального образования город Суздаль Владимирской области в аренду, данная услуга предоставляется администрацией города Суздаля Владимирской области, её исполнителем является МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» ( п.5 раздела II регламента («Стандарт предоставления муниципальной услуги»)) (л.д.81-103).

Таким образом, заявление Чернышова В.Н. рассмотрено уполномоченным юридическим лицом.

Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В частности, по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона при условии, если в отношении земельного участка намерение о его приобретении имеются у двух и более лиц, заинтересованных в заключении договора аренды. При этом аукцион проводится в отношении земельного участка образованного и сформированного в установленном порядке, т.е. земельного участка прошедшего государственный кадастровый учет и сведения по которому внесены в государственный кадастр недвижимости (статья 39.11 ЗК РФ).

В соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или ст.39.16 указанного Кодекса (ч.1). В извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в п.1 данной статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в пп.2 данного пункта; 4) дата окончания приема указанных в пп.2 данного пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с пп.2 данного пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (ч.2). В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.3). Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (ч.4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 указанного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со ст.3.5Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (ч.5). Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 указанного Кодекса (ч.6). В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ч.7).

В рассматриваемом деле публикация связана с выявлением лиц, имеющих намерение в приобретении земельных участков, не сформированных в установленном порядке, желающих принять участие в аукционе, который состоится в случае, если количество лиц, желающих приобрести земельные участки, будет больше одного участника.

В силу приведенной статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации подача заявлений о намерении участвовать в аукционе лицами, заинтересованными в приобретении прав на земельный участок, не является этапом торгов, но является частью конкурентных процедур.

При этом суд полагает, что Чернышовым В.Н. заявление о намерении участвовать в аукционе не было подано в нарушение требований законодательства, так как п.п. 4, 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат квалифицированных требований к форме заявления о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка. У МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» отсутствовали правовые основания к ограничению Чернышова В.Н. в правах на подачу приведенного заявления посредством электронной почты, а также к установлению дополнительных требований, которые не указаны в Земельном кодексе Российской Федерации.

Чернышову В.Н, как лицу, подавшему заявление о намерении участвовать в аукционе, административному ответчику надлежало дать ответ с разъяснениями его прав и дальнейших действий, как это было сделано МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» на заявление иного лица о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков по опубликованным извещениям ###, с направлением письма с указанием, что в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации администрация города Суздаля приняла решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков лицам, обратившимся в заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Администрация города Суздаля обеспечит образование земельных участков и примет решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Извещение о проведении аукциона будет опубликовано в газете «Суздальская новь» и размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru), официальном сайте органов местного самоуправления города Суздаля (www.gorodsuzdal.ru) (л.д.104,105).

Оставляя заявление Чернышова В.Н. без рассмотрения, МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» нарушило его права как лица, заинтересованного в приобретении соответствующих прав на земельный участок, лишив его возможности как потенциального участника аукциона в полной мере реализовать свои права, что влечет признание незаконными действий МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» об оставлении без рассмотрения заявления Чернышова В.Н о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков

В силу требований с п.3 ст.227 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность по рассмотрению заявления административного истца в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

В соответствии со ст.103 Кодекса административного судопроизводства судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч.1,2 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Руководствуясь приведенными нормами, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей (л.д. 122).

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Чернышова В. Н. к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» удовлетворить.

Признать незаконными действия МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» об оставлении без рассмотрения заявления Чернышова В. Н. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, поступившее посредством электронной почты 08.02.2020.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» рассмотреть заявление Чернышова В. Н. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, поступившее посредством электронной почты 08.02.2020 в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Взыскать с МКУ «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Суздаля» в пользу Чернышова В. Н. судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судом 29 июля 2020 года.

Председательствующий О.А.Кондратьева