ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-536/20 от 27.07.2020 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-536/2020

УИД 65RS0011-01-2020-000629-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2020 года город Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Вавулиной А.С.,

при секретаре – Тихенко К.А.,

с участием прокурора Неволина Д.Е., представителя административного ответчика – администрации Поронайского городского округа Артемьевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поронайского городского суда административное дело по административному иску Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поронайского городского округа о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления не соответствующим действующему законодательству в части,

УСТАНОВИЛ:

Поронайский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Поронайского городского округа, в котором просил признать не соответствующим действующему законодательству подпункт 2 пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Поронайского городского округа от 28 июня 2018 года № 696, в части возложения на заявителей обязанности предоставления решения об усыновлении (удочерении).

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым подпунктом муниципального административного регламента на заявителей возлагается обязанность предоставлять в целях подтверждения родственных отношений с ребенком решение суда об усыновлении (удочерении). При этом в случае предоставления неполного пакета документов, в том числе при непредоставлении указанного решения, заявителю отказывается в предоставлении меры социальной поддержки. Между тем, в соответствии со статьей 139 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) и статьей 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», тайна усыновления ребенка охраняется законом. Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством Документом, подтверждающим родство между заявителем и ребенком, в том числе усыновленным (удочеренным), является запись акта о рождении ребенка на бумажном носителе. При таких обстоятельствах, оспариваемая норма не соответствует федеральному законодательству и препятствует реализации права на получение мер социальной поддержки, поскольку вынуждает заявителей раскрывать тайну усыновления в отсутствие объективных на то причин, вследствие чего в данной части муниципальный правовой акт подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством. 17 марта 2020 года на административный регламент в данной части прокурором был принесен протест, который был рассмотрен администрацией Поронайского городского округа 23 марта 2020 года и отклонен.

В отзыве на административное исковое заявление представитель администрации Поронайского городского округа Артемьева Т.А. просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме. Указывает, что административный регламент в оспариваемой части является законным и принят в соответствии с нормами законодательства, которое прокурором не оспорено, а именно – частью 1 статьи 7 Закона Сахалинской области от 01 июня 2018 года №36-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Полагает голословным утверждение прокурора о том, что администрацией будет нарушена тайна усыновления.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор – помощник Поронайского городского прокурора Неволин Д.Е. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Поронайского городского округа Артемьева Т.А. против удовлетворения административного искового заявления возражала по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 6 части 1 статьи 9 Устава Поронайского городского округа, принятого решением Собрания Поронайского городского округа от 13 марта 2013 года №35 (с последующими изменениями и дополнениями), вышеприведенные полномочия отнесены к вопросам местного значения Поронайского городского округа.

В силу пункта 3 части 1 статьи 24, статьи 36 Устава Поронайского городского округа, администрация Поронайского городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области.

К полномочиям администрации Поронайского городского округа по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 37 Устава Поронайского городского округа относится, в том числе: установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3 части 1.13 статьи 37).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона №210-ФЗ, предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, порядок разработки и утверждения которых устанавливается местной администрацией (части 1 и 15).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Поронайского городского округа от 28 июня 2018 года №696 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.6.1 указанного административного регламента, для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет в жилищно-имущественный отдел администрации Поронайского городского округа, в том числе, документы о составе семьи гражданина (свидетельство о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, паспорт (паспорта всех членов семьи)).

Данный подпункт суд находит противоречащим действующему федеральному законодательству в оспариваемой прокурором части, возлагающей на заявителей (граждан) обязанность по предоставлению в подтверждение состава семьи решения об усыновлении (удочерении), ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (часть 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 139 СК РФ установлено, что тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 129 СК РФ).

Охрана законом тайны усыновления предусмотрена и пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В силу пункта 2 указанной статьи работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.

Из приведенных норм следует, что разглашение тайны усыновления под угрозой привлечения к ответственности в установленном законом порядке не допускается против воли усыновителей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении 16 июня 2015 года №15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 СК РФ и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной», законодатель исходя из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, сказаться на его психическом состоянии, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка, связывает возможность раскрытия сведений об усыновлении ребенка исключительно с волей его усыновителей.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера (Определения от 09 июня 2005 года №248-О, от 26 января 2010 года №158-О-О и др.).

Меры, обеспечивающие тайну усыновления, закреплены и в нормах гражданского процессуального законодательства. Согласно статье 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании. В целях сохранения данной тайны, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении (пункт 6).

Таким образом, правовой режим тайны усыновления, установленный действующим правовым регулированием, направлен на создание полноценных семейных, подлинно родственных отношений между усыновителем и усыновленным, обеспечение стабильности усыновления, защиту прав и интересов всех членов семьи, важная роль которой в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная ею конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты отношений, которые возникают посредством установления усыновления.

В силу предписаний статей 23 (часть 1) и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, а потому она, во всяком случае, относится к сведениям ограниченного доступа. При этом в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июня 2005 года №248-О, от 26 января 2010 года №158-О-О и от 27 мая 2010 года № 644-О-О).

Соответственно, лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне, а потому сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, как того требует часть 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящем случае муниципальный правовой акт в оспариваемой части в императивном порядке возлагает на граждан обязанность по предоставлению в орган местного самоуправления решения об усыновлении (удочерении).

При этом, в силу пункта 3.2.2.2 оспариваемого административного регламента, непредставление документов предусмотренных пунктом 2.6.1 административного регламента, является основанием для отказа в признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что включение в перечень документов, необходимых для подтверждения состава семьи, решения об усыновлении (удочерении) противоречит федеральному законодательству и нарушает право граждан (усыновителей и усыновленных), желающих получить муниципальную услугу, на сохранение тайны усыновления, гарантированной государством, а также на получение данной муниципальной услуги без предоставления органу местного самоуправления решения об усыновлении (удочерении).

При этом довод административного ответчика о соответствии административного регламента законодательству * суд отклоняет ввиду следующего.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Ввиду изложенного, противоречие муниципального нормативного правового акта в оспариваемой части федеральному законодательству само по себе расценивается судом как основание для признания его недействующим в данной части.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований в полном объеме.

В силу прямого указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку официальным печатным изданием для опубликования нормативных правовых актов муниципального образования Поронайский городской округ является газета «Экспресс», сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в указанном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поронайского городского округа о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления не соответствующим действующему законодательству в части, - удовлетворить.

Признать не соответствующим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2 пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Поронайского городского округа от дата *, в той части, в которой на заявителей возложена обязанность предоставления решения об усыновлении (удочерении).

После вступления решения в законную силу направить его копию в редакцию газеты «Экспресс» для опубликования сообщения о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено дата .

Председательствующий судья А.С. Вавулина