ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-536/2021 от 21.09.2021 Грязовецкого районного суда (Вологодская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по делу 2а- 536/2021)

21 сентября 2021 года г.Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Кудряшовой Н.В.

при секретаре Казаковой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области к Лукичеву Михаилу Александровичу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику Лукичеву М.А. с указанным административным иском. В обоснование заявленного указав о том, что на налоговом учете в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства в Межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области с 12.09.2016 по 15.01.2018 состоит Лукичев М.А. ИНН 350903059654. В отношении административного ответчика 12.09.2016 года внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Ответчик поставлен на налоговый учет в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства 12.09.2016.

В соответствии с п.3 ст. 432 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом. Срок представления расчета по страховым взносам за 2017 год - 30.01.2018 г., 2018 год – 30.01.2019 г., за 2019 год – 30.01.2020 г., за 2020 год – 30.01.2021 г. Расчеты по страховым взносам за период 2017-2018 ответчиком не представлены.

Операции по счетам на основании положений ст. 76 НК РФ Инспекцией не приостанавливались.

Инспекцией в соответствии со статьей 31 НК РФ проведен полный комплекс мер по привлечению к декларированию Лукичева М.А., в том числе направлены: напоминания о предоставлении расчетов по страховым взносам, уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика, требования о предоставлении отчетности по страховым взносам Бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от представления указанных выше документов, нарушает права Инспекции и неопределенного круга лиц.

Непредставление ответчиком расчета по страховым взносам создает препятствие в осуществлении налогового контроля, кроме того, в данном случае нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку непредоставление налогового расчета создает препятствие инспекции в осуществлении налогового контроля, и в конечном итоге обеспечению своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.

Заявлено о признании незаконным бездействия Лукичева М.А., выразившегося в непредставлении в Межрайонную ИФНС России №1 по Вологодской области расчетов по страховым взносам за 2017, 2018 годы, о возложении обязанности на Лукичева М.А. в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в МИ ФНС России № 1 по Вологодской области расчеты по страховым взносам за 2017-2018 годы.

Представитель Межрайонной ИФНС России №1 в судебное заседание не явился, заявлено о поддержании требований, рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Лукичев М.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела судом извещен надлежаще. Суду представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, признании иска.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ).

В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, главы крестьянских (фермерских) хозяйств относятся к индивидуальным предпринимателям.

Как указано в п. 2 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена КФХ.

Пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются главой 34 НК РФ «Страховые взносы».

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Как указано в пункте 2 статьи 430 НК РФ, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена КФХ.

В соответствии с п.3 ст. 432 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы КФХ до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянских (фермерских) хозяйств представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянских (фермерских) хозяйств включительно (часть 4 статьи 432 НК РФ).

Как установлено материалами дела, Лукичев М.А. состоял на налоговом учете в качестве главы с 12.09.2016 по 15.01.2018.

Исходя из положений ч.4 статьи 432 НК РФ срок представления расчета по страховым взносам за 2017 - 30.01.2018, 2018 - 30.01.2018г.

Обязанность, предусмотренная ст. 432 ч.3,4 НК РФ, за период 2017,2018 Лукичевым А.М. не исполнена.

МИФНС № 1 проведен комплекс мер по привлечению к декларированию Лукичевым А.М., в том числе, в его адрес направлены: уведомление №1998 от 13.11.2018 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений по факту непредоставления расчета по страховым взносам за 2017 г. Уведомление получено ответчиком 24.11.2018. Для дачи пояснений Лукичев М.А. в Инспекцию не явился; уведомление № 2149 от 28.11.2019 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений по факту непредоставления расчета по страховым взносам. Для дачи пояснений Лукичев М.А. в Инспекцию не явился; уведомление № 433 от 26.02.2021 о вызове в налоговый орган налогоплательщика. Письмо вернулось за истечением срока хранения. Для дачи пояснений Лукичев М.А. в Инспекцию не явился.

Уведомлениями Лукичев М.А. предупрежден об административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль.

Постановлением мирового судьи по судебному участку № 34 Вологодской области от 19.03.2020 № 5-436/2020 Лукичев М.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль в связи с неявкой для дачи пояснений по факту не представления расчетов по страховым взносам. Постановление вступило в законную силу.

Решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не выносилось в связи с отсутствием у Лукичева М.А. расчетных счетов.

Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, и возложил осуществление налогового контроля на налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Бездействие ответчика нарушает права налогового органа на осуществление в отношении него налогового контроля, который направлен на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и, в конечном итоге, поступление денежных средств в бюджет государства, как необходимого условия для его существования.

Иным способом обеспечить исполнение Лукичевым М.А. обязанности по уплате страховых взносов не представляется возможным, так как главы крестьянского (фермерского) хозяйства уплачивают страховые взносы на основании испрашиваемых расчетов.

При таких обстоятельствахнашедшее подтверждение в ходе рассмотрения дела непредоставление главой КФХ Лукичевым М.А. в МИФНС №1 расчетов по страховым взносамявляется достаточным правовым основанием для удовлетворения административных исковых требований, поскольку такое бездействие Лукичева М.А. является незаконным, в связи с чем, в целях восстановления прав неограниченного круга лиц на социальное обеспечение, подлежит устранению, путем возложения на Лукичева М.А. обязанности в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в МИ ФНС России № 1 по Вологодской области расчеты по страховым взносам за 2017, 2018 годы.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области к Лукичеву Михаилу Александровичу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы крестьянско-фермерского хозяйства, Лукичева Михаила Александровича, выразившееся в непредставлении в Межрайонную ИФНС России №1 по Вологодской области расчетов по страховым взносам за 2017,2018 годы.

Обязать Лукичева Михаила Александровича в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в МИ ФНС России № 1 по Вологодской области расчеты по страховым взносам за 2017, 2018 годы.

Взыскать с Лукичева Михаила Александровича госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Кудряшова Н.В.

В окончательной форме решение принято 28 сентября 2021 года.

УИД 35RS0012-01-2021-001515-40