ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-536/2023 от 29.05.2023 Сорочинского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-536/2023

56RS0035-01-2023-000579-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сорочинск 29.05.2023 года

Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Аксеновой О.В.,

при секретаре Романенко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области к Павлову Александру Петровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных исковых требований, что ответчик Павлов А.П. является налогоплательщиком и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать установленные законом налоги.

Павлов А.П. в период с 19.09.2008 года по 31.08.2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

За 2017 год исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей. Задолженность по страховым взносам за 2017 год уплачена в полном размере (последний платеж 27.02.2018 года).

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки административным ответчиком обязательные платежи за 2017 год не уплачены, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 7,56 рублей (требование от 07.09.2018 года №42226) и на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 8,77 рублей (требование от 07.09.2018 года №42226).

В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ Павлову А.П. почтовой корреспонденцией направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 07.09.2018 года №42226 со сроком уплаты до 27.09.2018 года, в соответствии с которым должник обязан уплатить задолженность по страховым взносам. В указанный в требовании срок задолженность по налогу уплачена не была.

За 2018 год за период с 01.01.2018 года по 31.08.2018 года налогоплательщику исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 17696,67 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 3893,33 рубля. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год уплачена частично, оставшаяся сумма задолженности составляет 6634,67 рублей. Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год уплачена частично, оставшаяся задолженность составляет 6634,67 рублей.

В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ Павлову А.П. почтовой корреспонденцией направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 21.09.2018 года №298838 со сроком уплаты до 11.10.2018 года, в соответствии с которым должник обязан уплатить задолженность по страховым взносам. В указанный в требовании срок задолженность по налогу уплачена не была.

Просила взыскать с Павлова А.П. задолженность по страховым взносам на общую сумму 8109,33 рублей, в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год: пеня в размере 8,77 рублей;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 год: пеня в размере 7,56 рублей;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год: налог в размере 6634,67 рублей;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год: налог в размере 1458,33 рублей.

Административный истец и административный ответчик в судебном заседании участие не принимали, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили. Административный истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 289 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся сторон.

Изучив административные требования, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В судебном заседании установлено, что Павлов А.П. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19.09.2008 года и прекратил указанную деятельность 31.08.2018 года в связи с самостоятельным принятием такого решения.

Административный истец обращаясь в суд с настоящими требования ссылается на то, что в связи несвоевременной уплатой ответчиком страховых взносов за 2017 год, на сумму недоимку в соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени в размере 7 руб. 56 коп. на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 8 руб. 77 коп. на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, административный истец ссылается на то, что страховые взносы ответчиком за 2018 год на обязательное медицинское страхование в сумме 1458 руб. 33 коп. и на обязательное пенсионное страхование в сумме 6634 руб. 67 коп. не оплачены вообще, в связи с чем возникла задолженность.

Ответчик, возражая против заявленных к нему исковых требований, указал в своих письменных возражениях, что в 2018 году он являлся индивидуальным предпринимателем. Страховые взносы уплачивал своевременно. В сентябре 2022 года он получил от МИФНС России №15 по Оренбургской области заявление о выдаче судебного приказа, из которого узнал, что у него числится задолженность по страховым взносам в сумме 8109,33 рублей. Через личный кабинет налогоплательщика 05.10.2022 года он направил жалобу на акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц. К жалобе им была приложена выписка из личного кабинета по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год. 26.10.2022 года через личный кабинет налогоплательщика получен ответ от МИФНС России №15 по Оренбургской области, в котором указано, что в адрес суда направлено письмо об отзыве заявления о вынесении судебного приказа. В ходе телефонного разговора со специалистами МИФНС России №15 по Оренбургской области было доказано, что платежи уплачены 30.03.2018 года в сумме 1460 рублей (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) и в сумме 6636,28 рублей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии). Со слов специалистов инспекции данные платежи просматриваются в «старой» программе, сконвертировать (перенести) платежи в новую программу нет технической возможности. Считает, что его вины в наличии задолженности нет.

В подтверждение своих возражений административный ответчик представил скриншот из личного кабинета налогоплательщика об уплате страховых взносов за 2018 год в сумме 23611,29 рублей.

Согласно письменных пояснений МИФНС России №15 по Оренбургской области на обращение Павлова А.П. Инспекцией проводятся мероприятия по отражению платежных поручений от 30.03.2018 года в карточке «Расчеты с бюджетом» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии на сумму 6636,25 рублей, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на сумму 1460 рублей.

В адрес суда 25.10.2022 направлено письмо об отзыве заявления о вынесении судебного приказа от 23.06.2022 года №4263.

Как следует из письменных пояснений МИФНС России №15 по Оренбургской области, Павловым А.П. 30.03.2018 года через УФК по Оренбургской области был уплачен налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 6634,25 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 1458,33 рублей. Платежный документ от 30.03.2018 года поступил в МИФНС России №3 по Оренбургской области, но по техническим причинам не отражен в карточке «Расчеты с бюджетом» Павлова А.П. В настоящее время в Инспекции отсутствует техническая возможность уточнения данного платежного поручения.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказано наличи у административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2018 год.

Напротив, представленными административным ответчиком доказательствами подтверждается, что страховые взносы за 2018 год, а также пени за 2017-2018 годы оплачены им в полном объеме. Данный факт также не оспаривался административным истцом.

Отсутствие у налогового органа технической возможности отражения платежных поручений не является основанием для признания за административным ответчиком наличия задолженности.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований административному истцу о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени следует отказать в виду их необоснованности.

Кроме того, на основании ч.1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Административным истцом в обоснование соблюдения порядка взыскания страховых взносов и пени с ответчика представлено требование №42226 от 07.09.2018 года, из которого следует, что Павлову А.П. в срок до 27.09.2018 года было предложно оплатить задолженность по пени начисленную на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 8 руб. 77 коп., а также пени начисленную на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 7 руб. 56 коп..

Также в материалы дела представлено требование №298838 от 21.09.2018 года, из которого следует, что Павлову в срок до 11.10.2018 года необходимо оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в сумме 6634 руб. 67 коп., а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в сумме 1458 руб. 33 коп., всего 8093 руб.

Однако административный истец за судебной защитой к мировому судье судебного участка №1 г.Сорочинска Оренбургской области обратился только 14 октября 2022 года, что подтверждается штемпелем на заявлении №260 о вынесении судебного приказа, то есть уже с пропуском срока установленного законодательством, поскольку исходя из того, что самое раннее требование датировано 07.09.2018 года, установленный ст. 48 НК РФ срок по данным требованиям истек 07 марта 2022 года.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Истец, обращаясь в суд с данным исковым заявлением ссылается на то, что установленный законом срок для обращения в суд пропущен налоговым органом по причине того, что первоначально административное исковое заявление было направлено в адрес суда с соблюдением процессуального срока на подачу такого заявления, однако само заявление по технической ошибки не было подписано представителем административного истца, но в последствии в кратчайшие сроки исковое заявление было вновь направлено в суд.

Оценивая обоснованность заявленного истцом ходатайства, суд полагает, что оно подлежит отклонению, поскольку как было указано выше, административным истцом процессуальный срок был пропущен не в ходе его обращения в суд общей юрисдикции с исковыми требованиями к ответчику, а при первоначальном обращении за судебной защитой к мировому судье за выдачей судебного приказа, при этом временной период пропуска такого срока является значительным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления срока не имеется, уважительности причин пропуска такого срока истцом не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области к Павлову Александру Петровичуо взыскании обязательных платежей и санкций– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: О.В. Аксенова

Мотивированное решение суда изготовлено 13.06.2023 года.