ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5375/2022 от 29.08.2022 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-5375/2022

УИД: 36RS0002-01-2022-005059-17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2022 года г.Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Ковтуновой А.Е.,

с участием административного ответчика Михайлова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Михайлову Дмитрию Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с исковым заявлением к Михайлову Д.А. с учетом заявленного уточнения с требованиями взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени по налогу за 2016 г. за период с 01.07.2018 г. по 18.11.2019 г. в размере 535,87 руб., пени по налогу за 2018 г. за период с 24.12.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 610,56 руб., пени по налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 10.05.2021 г. в размере 120,07 руб., задолженность по транспортному налогу: пени по налогу за 2016 г. за период с 05.07.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 636,61 руб., пени по налогу за 2017 г. за период с 05.07.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 643,29 руб., пени по налогу за 2018 г. за период с 13.02.2020 г. по 01.11.2021 г. в размере 437,38 руб., пени по налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 10.05.2021 г. в размере 51,85 руб., пени по налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 14.02.2021 г. в размере 43,35 руб., задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений: налог за 2020 г. в размере 560108 руб., пени по налогу за 2020 г. за период с 02.12.2021 г. по 08.12.2021 г. в размере 980,19 руб., а всего 546167,17 руб.

В обоснование иска указано, что ответчик имеет в собственности транспортное средство, недвижимое имущество, земельные участки, указанные в иске, в связи с чем является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога.

В установленный законом срок обязанность по уплате налогов Михайлов Д.А. не исполнил, в связи с чем инспекция, руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ, выставила требования об уплате налогов.

В связи с наличием вышеуказанных задолженностей, ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с настоящим иском.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Михайлов Д.А. в судебном заседании против удовлетворения требований в заявленном размере возражал, представил письменные возражения (л.д.45-50).

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Судом установлено, что ответчик Михайлов Д.А. с 02.07.2011 г. по 20.05.2021 г. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> в связи с чем являлся плательщиком транспортного налога.

Кроме того, ответчик Михайлов Д.А. с 18.03.2021 г. по 05.05.2021 г. являлся собственником следующего недвижимого имущества в размере 1/2 доли в праве: <данные изъяты> в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Также ответчик Михайлов Д.А. с 14.04.2015 г. по 05.05.2021 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером (№) расположенного по адресу: <адрес>, размер доли в праве 1/2, а также с 04.07.2016 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером (№) расположенного по адресу: <адрес>, размер доли в праве 1/2, в связи с чем является плательщиком земельного налога.

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в адрес Михайлова Д.А. были направлены налоговые уведомления № 29769442 от 23.08.2017 г., 40231680 от 05.09.2018 г., 37025262 от 10.07.2019 г., 37372214 от 03.08.2020 г., 32976019 от 01.09.2021 г. о необходимости уплаты налогов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Поскольку налогоплательщиком налоги не были уплачены в установленный срок, в отношении него налоговым органом были выставлены следующие требования:

- требование № 8693 по состоянию на 15.02.2021 г. об уплате транспортного налога в сумме 4080 руб., пени в сумме 43,35 руб.,

- требование № 53429 по состоянию на 02.11.2021 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 51,85 руб., начисленных на недоимку в сумме 4080 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1717,28 руб., начисленных на недоимку в сумме 4080 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1146,43 руб., начисленных на недоимку в сумме 4276 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 120,07 руб., начисленных на недоимку в сумме 5700 руб., пени по земельному налогу в сумме 39,68 руб., начисленных на недоимку в сумме 118276 руб.,

- требование № 61843 по состоянию на 09.12.2021 г. об уплате транспортного налога в сумме 3693,53 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 6271 руб., пени в сумме 10,97 руб., земельного налога в сумме 560108 руб., пени в сумме 980,19 руб.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу п. п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Основанием для начисления пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. послужила задолженность Михайлова Д.А. по налогу на имущество физических, взысканная решением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 24.02.2021 г. по административному делу № 2а-792/2021 (л.д.64-67).

Однако основания для начисления ответчику пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2019 г., пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018, 2019 г. налоговым органом не приведены, из материалов дела не усматривается.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Учитывая изложенное, проверить законность и обоснованность начисления пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: по налогу за 2016 г. за период с 01.07.2018 г. по 18.11.2019 г. в размере 535,87 руб., по налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 10.05.2021 г. в размере 120,07 руб., пени по транспортному налогу: по налогу за 2016 г. за период с 05.07.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 636,61 руб., по налогу за 2017 г. за период с 05.07.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 643,29 руб., по налогу за 2018 г. за период с 13.02.2020 г. по 01.11.2021 г. в размере 437,38 руб., по налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 10.05.2021 г. в размере 51,85 руб., по налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 14.02.2021 г. в размере 43,35 руб., не представляется возможным, в связи с чем в удовлетворении данных требований истца надлежит отказать.

В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.

Требование № 8693 по состоянию на 15.02.2021 г. указывало срок исполнения обязанности до 12.04.2021 г., требование № 53429 по состоянию на 02.11.2021 г. – до 09.12.2021 г., требование № 61843 по состоянию на 09.12.2021 г. – до 28.12.2021 г. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 25.02.2022 г. Определением мирового судьи судебного участка № 6 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области отменен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности. В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась 22.06.2022 г.

Таким образом, судом установлено, что срок для обращения налогового органа с административным иском о взыскании налогов, в рассматриваемом случае, не пропущен.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В части расчета суммы задолженности земельного налога административный ответчик не согласен с примененным налоговым органом повышающим коэффициентом «4».

С возражениями административного ответчика суд соглашается в силу следующего.

Решением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 24.02.2021 г. по административному делу № 2а-792/2021 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами (№) имеют вид разрешенного использования: «для строительства многоквартирного жилого дома и инженерных сетей коммуникаций».

Указанное следует из представленного в суд при рассмотрении дела № 2а-792/2021 решения Новоусманского районного суда г. Воронежа от 05.04.2017 по административному делу № 2а-320/2017, в соответствии с которым по земельному участку (№) признан незаконным отказ администрации Новоусманского района Воронежской области № 6169 от 22.12.2016 в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района»; на администрацию Новоусманского муниципального района возложена обязанность оказать Михайлову Д.А., (ФИО)6 муниципальную услугу «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района» в соответствии с действующим законодательством и установленным градостроительным регламентом. В добровольном порядке данное судебное решение администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области исполнено не было, в связи с чем 11.03.2019 возбуждено исполнительное производство № 4847/19/36041-ИП (л.д. 91-92), сведениями об окончании которого суд не располагает.

Кроме того, согласно представленным в суд по делу № 2а-792/2021 выпискам из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером (№) по состоянию на 21.11.2016, на 19.11.2018, свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2016, свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером (№) от 14.04.2015 в отношении данных участков ограничения (обременения) права не зарегистрированы. При этом ответом от 18.12.2020 на обращение административного ответчика Михайлова Д.А. Управление Росреестра по Воронежской области сообщило, что 24.10.2017 в единый государственный реестр недвижимости в отношении указанных земельных участков внесены сведения об ограничениях, а именно их расположение находится в зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона электросетевого хозяйства (№), а также охранная зона электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (№)

В этой связи суд принял во внимания возражения Михайлова Д.А. о том, что установление охранной зоны в 2017 году на данных земельных участках повлекло возникновение обстоятельств, препятствующих пользованию земельными участками в соответствии с видом разрешенного использования в части «для строительства многоквартирного жилого дома…», поскольку любые действия требуют предварительного согласования с собственником линии электропередачи, что следует из Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143 по делу № А60-50402/2019: «Исходя из буквального содержания данной нормы, применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. При этом указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258).

Таким образом, воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.

Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса

С учетом изложенного, суд соглашается с возражениями административного ответчика и не находит оснований для применения коэффициента «4» в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ при расчете налога на вышеуказанные земельные участки.

Таким образом, сумма задолженности земельного налога за 2020 г. подлежит исчислению следующим образом: земельный налог за 2020 год по земельному участку с кадастровым номером (№) составит: 52 566 781 руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве) х 0,3% (налоговая ставка) = 78 850 руб.; по земельному участку с кадастровым номером (№) составит: 40 784 582 руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве) х 0,3% (налоговая ставка) = 61 177 руб., а всего 140027 руб., при этом пени по земельному налогу за 2020 г. за неуплату земельного налога за 2020 г. за период с 02.12.2021 г. по 08.12.2021 г. составят 245,05 руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований истца в части взыскания с Михайлова Д.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени по налогу за 2018 г. за период с 24.12.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 610,56 руб., задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений: налог за 2020 г. в размере 140027 руб., пени по налогу за 2020 г. за период с 02.12.2021 г. по 08.12.2021 г. в размере 245,05 руб., а всего 140882,61 руб.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.

В силу ч. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога (в данном случае госпошлина) исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 4018 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Михайлову Дмитрию Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Михайлова Дмитрия Алексеевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН (№), задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени по налогу за 2018 г. за период с 24.12.2019 г. по 01.11.2021 г. в размере 610,56 руб., задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений: налог за 2020 г. в размере 140027 руб., пени по налогу за 2020 г. за период с 02.12.2021 г. по 08.12.2021 г. в размере 245,05 руб., а всего 140882 рубля 61 копейку.

Взыскать с Михайлова Дмитрия Алексеевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН (№) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4018 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 09.09.2022 года