ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-537/17 от 12.12.2017 Наровчатского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-537/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2017 года

Наровчатский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Черновой О.Ю.

при секретаре судебного заседания Сумбуловой Т.Н.,

а также заместителя прокурора Наровчатского района Пензенской области Ошкина П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Наровчатского района Пензенской области к администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать отвод, межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Наровчатского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения земельного законодательства было установлено, что на территории Потодеевского сельсовета Наровчатского района, в с.Потодеево и в с.Масловка, находятся земельные участки, на которых находятся места захоронения – общественные кладбища, которые в нарушение требований ст.4, 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.35, 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.14, 21, 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не отведены, на кадастровый учет не поставлены, их межевание не проводилось. Непринятие администрацией Потодеевского сельсовета Наровчатского района мер по межеванию занятых под кладбище земельных участков, их постановке на кадастровый учет и их регистрации в установленном законом порядке привело к обезличиванию данных земельных участков, отсутствию их на кадастровом учете, что создает угрозу окружающей среде и влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения. Просит суд признать бездействие администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбище в с.Потодеево и в с.Масловка Наровчатского района Пензенской области и обязать ее провести указанные действия.

В судебном заседании заместитель прокурора Наровчатского района Пензенской области Ошкин П.А. административные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил суд признать бездействие администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области незаконными и обязать ее совершить действия по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых находятся места захоронения, расположенные в с.Потодеево Наровчатского района Пензенской области и в с.Масловка Наровчатского района Пензенской области, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. При этом просил суд установить срок исполнения решения 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, данный срок считает достаточным для совершения всех необходимых действий для устранения выявленных прокуратурой нарушений законодательства.

Представитель административного ответчика – администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области в судебное заседание не явился. В своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие, так как его явка не является обязательной и не признана судом обязательной.

Заслушав объяснения заместителя прокурора Ошкина П.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, согласно ч.2 ст.25 Закона организация похоронного дела также осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», п.23 ст.4 Устава Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с п.1 и п.4 ст.16 вышеуказанного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В силу ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является межевой план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии с ч.1 и ч.8 ст.22 вышеуказанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п.4 и п.4.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе. Кадастровые работы выполняются, в том числе, в отношении земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Судом установлено, что 16 ноября 2017 года прокуратурой Наровчатского района была проведена проверка соблюдения земельного законодательства администрацией Потодеевского сельсовета Наровчатского района, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального образования «Потодеевский сельсовет» в с.Потодеево и в с.Масловка имеются земельные участки, на которых расположены места захоронения, имеются общественные кладбища, вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Потодеевского сельсовета не принимаются должные меры по оформлению данных земельных участков в муниципальную собственность, не осуществляются действия по проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, не поставлены на кадастровый учет). Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки, составленным помощником прокурора Наровчатского района, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях спорных земельных участков, находящихся в с.Потодеево и в с.Масловка Наровчатского района и постановке их на кадастровый учет.

Сообщениями администрации Наровчатского района Пензенской области, администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области подтверждается факт отсутствия регистрации права собственности на земельные участки, занятые под общественными кладбищами, расположенные в с.Потодеево и в с.Масловка Наровчатского района Пензенской области.

Бездействие администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков в с.Потодеево и в с.Масловка Наровчатского района, занятых под общественными кладбищами, приводит к обезличиванию данных земельных участков, их отсутствие на кадастровом учете препятствует осуществлению санитарного и эпидемиологического контроля за местами погребения, что создает угрозу окружающей среде и влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, тем самым, нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области и обязании принять меры по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение общественных кладбищ, суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, времени и действий, необходимых для проведения кадастровых работ, составления технической документации, а также финансирования указанных работ, устанавливает срок исполнения решения десять месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

Административный иск прокурора Наровчатского района к администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать отвод, межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области по организации действий по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков в с.Потодеево Наровчатского района Пензенской области и в с.Масловка Наровчатского района Пензенской области, используемых под размещение общественного кладбища, незаконным.

Обязать администрацию Потодеевского сельсовета Наровчатского района Пензенской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу провести действия по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков в с.Потодеево Наровчатского района Пензенской области и в с.Масловка Наровчатского района Пензенской области, используемых под размещение общественного кладбища, сообщив об исполнении решения в указанный срок в суд и прокурору Наровчатского района Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Наровчатский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья О.Ю.Чернова