ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5381/2021 от 06.10.2021 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.

При секретаре Гаджиевой Е. А.,

С участием прокурора Федяевой О. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

06 октября 2021 г.

дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новокузнецкое объединение «Союзпечать» к администрации г. Новокузнецка о признании недействующим нормативного правового акта администрации г. Новокузнецка,

УСТАНОВИЛ:

Общества с ограниченной ответственностью «Новокузнецкое объединение «Союзпечать» обратилось с административным иском к администрации г. Новокузнецка о признании недействующим нормативного правового акта администрации г. Новокузнецка.

Просит признать недействующим Постановление администрации г. Новокузнецка от 27.04.2021 № 96 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61» в части отсутствия специализации торговли «печатная продукция» со дня вступления решения в законную силу. Обязать администрацию г. Новокузнецка в течение одного календарного месяца со дня вступления в силу решения суда внести изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Новокузнецка, вместо специализации торговли «специализированная, непродовольственная, в том числе печатная продукция» указать специализацию торговли «печатная продукция». Взыскать с администрации г. Новокузнецка судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Административные исковые требования мотивирует тем, что 27.04.2021 административным ответчиком было принято Постановление № 96 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61», которым внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Новокузнецка (схема НТО), утверждённую Постановлением от 18.06.2014 № 61, в части уточнения специализации: ряду киосков установлена специализация торговли «специализированная непродовольственная, включая продажу печатной продукции». Согласно п. 5 Постановления № 96, оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление № 96 было опубликовано на сайте администрации г. Новокузнецка, таким образом, прядок обнародования и опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта соблюден. Между тем, схема НТО, утвержденная в редакции Постановления № 96, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права административного истца. Административный истец является участников рынка прессы г. Новокузнецка и осуществляет свою деятельность путем розничной торговли через сеть нестационарных торговых объектов, размещаемых на территории г. Новокузнецка в соответствии со схемой НТО. Таким образом, содержание схемы НТО непосредственно затрагивает интересы ООО «НО «Союзпечать» и влияет на деятельность административного истца. Указание в схеме НТО специализации торговли «специализированная непродовольственная включая продажу печатной продукции» вместо «печатная продукция» нарушает требование законодательства Российской Федерации в части соблюдения норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по специализации «печатная продукция». Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 291 утверждена Методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В соответствии с приложением № 3 к Методике, расчет норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО осуществляется по трем группам специализации НТО: торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции (п. 1); торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания (п. 2); торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции (п.3). Согласно Приложению № 3 к Закону Кемеровской области от 28.12.2016 № 105-ОЗ, норматив минимальной обеспеченности населения площадью НТО для Новокузнецкого городского округа на 10000 человек составляет: торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции – 0,66; торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания – 0,73; торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции – 1,24. Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 19.05.2021 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» в части, в которой в схемах размещения нестационарных торговых объектов (приложение №№ 1,2,3,4,5,6 к постановлению) не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов, осуществляющих продажу печатной продукции. Постановление № 96 внесены изменения в постановление администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61 «Об утверждении схем размещения НТО на территории Новокузнецкого городского округа», утверждена схема размещения НТО на территории Новокузнецкого городского округа, согласно которой предусмотрена специализация «непродовольственная, в том числе печатная продукция». Однако, подобная формулировка не устраняет выявленные нарушения, так как на местах, предназначенных для размещения киосков для торговли печатной продукции, может быть размещен любой другой киоск, распространяющий непродовольственные товары. Схема размещения НТО Новокузнецкого городского округа, утвержденная Постановлением администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61, по прежнему не содержит предусмотренного законами вида специализации торговли «продажа печатной продукции». При отсутствии указанной специализации, требования о соблюдении минимальных нормативов обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов выполнены не будут, поскольку отсутствие конкретной специализации позволяет занять место любому лицу. Учитывая, что лица, осуществляющие торговлю табаком, цветами, лотерейными билетами находятся в более выгодном экономическом положении, чем лица, осуществляющиеся торговлю прессой, при отсутствии конкретной специализации в схеме НТО может сложиться ситуация, что киосков прессы в городе не останется.

В судебном заседании представитель административного истца Логачева Т. В., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, уточнила исковые требования, просит признать не соответствующим закону и недействующим Постановление Администрации г. Новокузнецка от 27.04.2021г. №96 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61» в части отсутствия специализации торговли «печатная продукция» со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию г. Новокузнецка в течение одного календарного месяца со дня вступления в силу решения суда внести изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов г. Новокузнецка вместо специализации торговли «специализированная, непродовольственная, в том числе печатная продукция» указать специализацию торговли «печатная продукция» в следующих местах: в текстовой части Схемы размещения нестационарных торговых объектов г. Новокузнецка в ячейках, находящихся на пересечении столбца «Специализация торговли» и строк (№п/п): 13 (проспект Бардина, 28), 35 (проспект Бардина, 42), 52 (проспект Дружбы, 2), 70 (проспект Дружбы 48А), 122 (улица Кирова, 74), 133 (улица Кирова, 94), 225 (проспект Металлургов, 28), 243 (проспект Металлургов, 44), 282. (проспект Октябрьский, 23), 349 (проспект Строителей, 45), 355 (проспект Строителей, 71), 399 (улица Транспортная, 43), 416 (улица Циолковского, 1) Приложения №1 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96; Приложения №1 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61; 68 (улица Веры Соломиной, 7), 70 (улица Карла Маркса, 1) Приложения №2 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложения №2 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61; 21 (улица Ленина, 43), 47 (улица Обнорского, 38) Приложения №3 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложения №3 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61; 13 (проспект Авиаторов, 72), 41 (проспект Архитекторов; 10), 47 (проспект Запсибовцев, 6Г) Приложения №4 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложения №4 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61; 3 (проспект Советской Армии, 2), 13 (проспект Советской Армии,"29), 72 (улица Тореза, 24), 80 (улица Тореза, 42), 86 (улица Тореза, 61 (остановка «Администрация» в сторону Центрального района), 88 (улица Тореза 64),. 107 (улица Тореза, 95) Приложения №5 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложения №5 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61; 7 (улица Зыряновская, 70 (остановка «Белые дома» (из района)), 21 (улица Маркшейдерская, 4А) Приложения №6 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложения №6 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61. В Ситуационных планах размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа: на территории Центрального района по адресным ориентирам: проспект Бардина, 28 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 3), проспект Бардина, 42 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 35), проспект Дружбы, 2 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы52), проспект Дружбы 48А (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 70), улица Кирова, 74 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 122), улица Кирова, 94 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 333), проспект Металлургов, 28 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 225), проспект Металлургов, 44 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 243), проспект Октябрьский, 23 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 282), проспект Строителей, 45 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 349), проспект Строителей, 71 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 355), улица Транспортная, 43(порядковый номер пункта текстового раздела схемы 399), улица Циолковского, 1(порядковый номер пункта текстового раздела схемы 416) в Приложении №1 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2023 № 96, Приложении №1 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04,2014 № 61. На территории Куйбышевского района по адресным ориентирам: улица Веры Соломиной, 7 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 68), улица Карла Маркса, 1 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 70) в Приложении №2 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06,2021 №96, Приложении №2 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61. На территории Кузнецкого района но адресным ориентирам: улица Ленина, 43 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 21), улица Обнорского, 38 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 47) в Приложении №3 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложении №3 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61. На территории Новоильинского района по адресным ориентирам: проспект Авиаторов, 72 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 13), проспект Архитекторов, 10 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 41), проспект Запсибовцев, 6Г (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 47) в Приложении №4 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложения №4 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61. а территории Заводского района по адресным ориентирам: проспект Советской Армии, 2 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 3), проспект Советской Армии, 29 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 13), улица Тореза, 24 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 72), улица Тореза, 42 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 80), улица Тореза, 61 (остановка «Администрация» в сторону Центрального района) (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 86), улица Тореза 64 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 88), улица Тореза, 95 (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 107) в Приложении №5 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложении №5 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61. На территории Орджоникидзевского района по адресным ориентирам: улица Зыряновская, 70 (остановка «Белые дома» (из района) (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 7), улица Маркшейдерская, 4А (порядковый номер пункта текстового раздела схемы 21) в Приложении №6 к постановлению администрации города Новокузнецка от 27.06.2021 №96, Приложении №6 к постановлению администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 №61. Взыскать с Администрации г. Новокузнецка в пользу ООО «НО «Союзпечать» расходы по уплате государственной пошлины.

Представитель административного ответчика Косарева Ж. В., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признала, пояснив, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования. Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов предусмотрен постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 № 530. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа утверждена постановлением администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа». Схема размещения НТО предусматривает специализацию торговли, но не предусматривает вида реализуемой продукции. Внесение в Схему дополнительных сведений о реализуемой печатной продукции будет указывать на определённую группу товаров, что является ограничением прав субъектов малого и среднего предпринимательства и иных хозяйствующих субъектов для участия в торгах на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Специализация торговли подразделяется на универсальную торговлю и (или) специализированную. Хозяйственные субъекты, реализующие печатную продукцию, могут участвовать в торгах на право размещения своих нестационарных торговых объектов в любых пунктах Схемы НТО (местах размещения НТО), за исключением имеющих продовольственную специализацию. Фактически административный истец размещает принадлежащие ему торговые объекты в таких пунктах Схемы. Доводы истца о том, что печатная продукция является неконкурентоспособной по сравнению с другими видами продукции, ничем не подтвержден, кроме того, действующее законодательство не лишает хозяйствующих субъектов, реализующих печатную продукцию, осуществлять торговлю иными сопутствующими товарами. Указание в отдельных пунктах Схемы наряду или вместо специализации торговли конкретных видов реализуемой продукции приведет к созданию преференций для хозяйствующих субъектов, реализующих такие виды продукции, так как они смогут претендовать на размещение своих объектов как в специально для них предназначенных, так и в иных пунктах Схемы, в то время как другие хозяйствующие субъекты будут существенно ограниченны в возможности выбора мест для размещения своих объектов.

Представитель заинтересованного лица - уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области-Кузбассе Горланов В. Н., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, пояснив, что указание в схемах размещения нестационарных торговых объектов Новокузнецкого городского округа «включая продажу печатной продукции» не свидетельствуют об установлении нестационарных торговых объектов (торговых павильонов и киосков) конкретной специализации. В данном случае в указанных местах могут размещаться нестационарные торговые объекты любой специализации, что противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административных требований отказать, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно ч.6 названной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом на основании ч.8 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 ч.8 ст.213 КАС РФ по общему правилу (ст.62 КАС РФ) возлагается на административного истца, обратившегося с иском в суд.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (п.29 Постановления Верховного Суда РФ №50).

В соответствии с ч.ч.1, 2, 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым части 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В силу пункта 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статьей 40 Устава Новокузнецкого городского округа определено, что в полномочия Главы города Новокузнецка входит, в том числе издание постановлений администрации города, являющихся нормативными правовыми актами. Правовые акты, изданные Главой города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в городской газете "Новокузнецк", за исключением правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статьей 45 Устава предусмотрено, что администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города. разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов городского округа в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса (п. 38 ч.2 ст. 45 Устава).

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 г. № 61 утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа. Указанные схемы были разработаны рабочей группой, созданной на основании постановления администрации г. Новокузнецка от 20.12.2010 г. №128 «О разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Новокузнецка».

Постановлением № 96 от 27.04.2021 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 № 61» внесены изменения в постановление № 61 в части дополнения схемой компенсационных мест размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Новокузнецкого городского округа, изложения в новой редакции Схем НТО на территории Центрального, Куйбышевского, Кузнецкого, Новоильинского, Заводского, Орджоникидзевского районов, а также схем размещения сезонных НТО на территории Новокузнецкого городского округа.

Указанное постановление официально опубликовано в приложении 2 к городской газете «Новокузнецк» выпуск № 17 от 29.04.2021.

Административным истцом оспаривается указанное постановление в части отсутствия специализации торговли «печатная продукция», просит обязать административного ответчика внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Новокузнецка, указав вместо специализации торговли «специализированная, непродовольственная, в том числе печатная продукция» - «печатная продукция», в конкретных местах, указанных в уточненных административных исковых требованиях.

Оценивая доводы административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3, 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии со схемой, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.11.2010 № 530 «Об установлении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области – Кузбасса, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» (далее Постановление № 530, Порядок) предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного или иного законодательства.

Пунктом 5 Порядка установлено, что схема должна состоять из двух разделов: текстового и графического. В частности, текстовый раздел схемы размещения нестационарных объектов включает в себя тип нестационарного торгового объекта, вид торговли и специализацию торговли.

В силу ст. 18 Федерального закона N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» для содействия развитию торговли органы местного самоуправления могут разрабатывать муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития муниципальных образований, в которых определяются цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Во исполнение полномочий, определенных в статьях 6,19 Федерального закона № 381 – ФЗ, был принят закон Кемеровской области от 28.12.2016 № 105-ОЗ «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» (действующий на момент принятия Постановления № 96), которым установлены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в частности в Приложении 3 установлены нормативы минимальной обеспеченности населения города Новокузнецка площадью нестационарных торговых объектов, которые предусматривают 3 норматива: на торговые павильоны и киоски по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, по продаже продукции общественного питания и по продаже печатной продукции.

Административный ответчик, возражая относительно заявленных требований, указывает, что пунктом 5 Порядка предусмотрено, что текстовый раздел схемы должен включать в себя лишь специализацию торговли, вид реализуемой продукции не предусмотрен, а органы местного самоуправления не наделены полномочиями по уточнению сведений, включаемых в разделы Схемы.

Также административный ответчик указывает на отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца, поскольку специализация торговли подразделяется на универсальную торговлю и (или) специализированную, именно данная терминология позволяет исключить дискриминационные условия для осуществления предпринимательской деятельности, создание препятствий для доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, а указание на нестационарные торговые объекты по продаже печатной продукции является указанием на вид реализуемой продукции, что не предусмотрено пунктом 5.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов установленного Постановлением № 530.

Между тем, следует учесть, что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ, нестационарный торговый объект – торговый комплекс, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Пунктом 3-1 статьи 3 Закона Кемеровской области от 04.07.2002 № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» установлено, что Коллегия администрации Кемеровской области устанавливает порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, а также порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Пунктом 3 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.11.2010 № 530 установлено, что схема разрабатывается и утверждается, в том числе с целью достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения торговых объектов.

Согласно пункту 7 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов в схему включаются все размещенные на законных основаниях нестационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению.

Включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе органа местного самоуправления, а также при поступлении предложений от федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющих полномочия собственника имущества, или от заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок рассмотрения предложений о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему и внесении в нее изменений определяется органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 381-ФЗ нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 19 указанного Федерального закона установлено, что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в случае, если нормативными правовыми актами предусмотрена минимальная обеспеченность населения торговыми объектами определенной специализации, то соответственно включение в схему размещения нестационарных торговых объектов данной специализации будет соответствовать требованиям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Приложением 3 к Закону Кемеровской области «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов», действующим на момент принятия Постановления № 96, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых павильонов и киосками по продаже печатной продукции для Новокузнецкого городского округа составляет 1,24.

В Постановлении администрации города Новокузнецка Кемеровской области от 18.04.2014 № 61 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа» в схемах размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка отсутствуют торговые павильоны и киоски по продаже печатной продукции.

Пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона о торговле Правительством Российской Федерации утверждена методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая предусматривает, в том числе норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов не в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов нарушает часть 1 статьи 10 Закона о торговле.

Учитывая изложенное, отсутствие в схеме размещения нестационарных торговых объектов нестационарных торговых объектов конкретной специализации, при наличии установленного норматива по минимальной обеспеченности населения площадью торгового объекта конкретной специализации создает ограничения для ведения предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже печатной продукции.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ.

При этом в силу статьи 17 данного Федерального закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.11.2003 N 16-П и от 21.01.2010 N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В строке 13 приложения № 1, а также в ряде иных строк Схем НТО Постановления № 96 указано «специализированная, непродовольственная продукция, включая продажу печатной продукции» между тем, данная формулировка не соответствует п. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 381-ФЗ, Закону Кемеровской области. В данном случае имеется неопределённость оспариваемого положения нормативного правового акта, допускающего неоднозначное толкование. В судебном заседании при даче заключения по делу прокурор пояснил, что указание специализации «специализированная, непродовольственная продукция, включая продажу печатной продукции» подразумевает участие в торгах организаций, обязанных осуществлять продажу печатной продукции. Однако, указанная позиция противоречит пояснениям ответчика о том, что в торгах могут участвовать иные организации, осуществляющие продажу непродовольственных товаров. Таким образом, формулировка «специализированная, непродовольственная продукция, включая продажу печатной продукции» допускает неоднозначное толкование.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что неустановление в схеме размещения нестационарных торговых объектов нестационарных торговых объектов конкретной специализации «печатная продукция», при наличии установленного норматива по минимальной обеспеченности населения площадью торгового объекта именно специализации «печатная продукция» не соответствует положениям Закона о торговле, а также приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что в свою очередь нарушает часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции, т.е. в указанной части муниципальный правовой акт - схемы размещения нестационарных торговых объектов, указанных в приложениях №№ 1,2,3,4,5,6,7 к Постановлению администрации города Новокузнецка от 27.04.2021 № 96 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61» противоречат нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 38 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в том, случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

При таких обстоятельствах следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления администрации города Новокузнецка от 27.04.2021 № 96 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61» в части, в которой в схемах размещения нестационарных торговых объектов в Приложениях №№ 1,2,3,4,5,6,7 к Постановлению, не предусмотрено специализации торговли «печатная продукция».

При этом необходимости для возложения на ответчика обязанности по указанию специализации «печатная продукция» по конкретным адресам, перечисленным в Приложениях к Постановлению № 96, не имеется, так как исполнение решения возможно путем принятия нового нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.

Порядок опубликования (обнародования) правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления и Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа утвержден решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.12.2015 №13/152. В соответствии с данным Порядком печатным средством массовой информации, предназначенным для официального опубликования (обнародования) правовых актов органов местного самоуправления и муниципальной избирательной комиссии, является городская газета «Новокузнецк».

Сообщение о решении подлежит опубликованию в городской газете «Новокузнецк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4500 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление администрации г. Новокузнецка от 27.04.2021 № 96 «О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 № 61» в части, в которой в схемах размещения нестационарных торговых объектов в Приложениях №№ 1,2,3,4,5,6,7 к Постановлению, не предусмотрено специализации торговли «печатная продукция».

Сообщение о решении подлежит опубликованию в городской газете «Новокузнецк» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации г. Новокузнецка в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Новокузнецкое объединение «Союзпечать» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.

В остальной части требований отказать.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 г.

Председательствующий: О. Н. Данилова