ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5382/20 от 18.11.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-5382/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

18 ноября 2020 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре Е.А. Кузьминой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску некоммерческой корпоративной организации Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» об оспаривании решения государственного органа,

у с т а н о в и л:

Некоммерческая корпоративная организация Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилась в суд с административным иском, просит признать решение Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 08.07.2020 и причины, послужившие основанием для отказа, незаконными, в связи с нарушением прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в порядке статьи 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» обратился в министерство труда и социального развития Новосибирской области с предложением о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945». Решением от 08.07.2020 административный ответчик отказал в проведении вебинара. Полагая, что оспариваемым решением нарушен пункт 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями", административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца Некоммерческая корпоративная организация Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала соответствующие пояснения.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно пункту 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Судебным разбирательством установлено, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1 Устава).

03.07.2020 на официальный сайт Министерства поступило предложение административного истца от 29.06.2020 №05425 о проведении вебинара «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации и распоряжением Правительства от 25.09.2017 №2039-р; от 15.11.2019 №2705-р; от 27.12.2018 №2950-р. Обращение зарегистрировано в Министерстве за №2339/40-ПГ от 03.07.2020.

В соответствии с пунктом 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения добровольческой организации о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

В силу пункта 7 Общих требований взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минтруда и соцразвития Новосибирской области от 11.03.2019 N 214, в соответствии с пунктом 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" утвержден Порядок взаимодействия министерства труда и социального развития Новосибирской области, подведомственных ему государственных учреждений, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями.

Согласно пункту 4 названного Порядка Министерством, подведомственными ему учреждениями, организациями для детей-сирот осуществляется взаимодействие с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями при осуществлении следующих видов работ (услуг):

1) содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;

2) социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

3) содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

4) содействие защите материнства, детства и отцовства;

5) содействие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

9) пропаганда здорового образа жизни;

10) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

11) содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы по направлениям деятельности министерства.

Согласно пункту 7 названного Порядка взаимодействие министерства, подведомственных ему учреждений, организаций для детей-сирот с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами.

Согласно пункту 11 названного Порядка Министерство, подведомственные ему учреждения, организации для детей-сирот по результатам рассмотрения предложения в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимают одно из следующих решений:

1) о принятии предложения;

2) об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Согласно пункту 12 названного Порядка Министерство в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения предложения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения или способом, указанным организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в предложении. К уведомлению о принятии предложения прилагается проект соглашения, в уведомлении об отказе в принятии предложения указывается основание отказа.

Соглашение о взаимодействии между сторонами данного спора, в порядке пункта 7 вышепоименованных Общих требований не заключалось.

Между тем, с учетом Перечня видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия (приложение 3 к названному Постановлению) и, исходя из содержания обращения, суд приходит к выводу, что оно не относится к числу подлежащих рассмотрению в соответствии с Порядком взаимодействия..., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 и подлежало рассмотрению в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан.

Однако, несмотря на то, что Министерством, 08.07.2020, в форме электронного документа №2339/40-ПГ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" на электронную почту заявителя направлено решение об отказе в принятии предложения, рассмотренное в Порядке взаимодействия, с указанием в качестве основания, что в рамках своих полномочий Министерство не осуществляет содействий в популяризации финансовых деловых игр для любых социальных групп населения, в рассматриваемом случае порядок рассмотрения обращения административного истца не нарушает его прав и законных интересов, поскольку обращение Министерством по существу рассмотрено, по обращению дан ответ с указанием причин отказа.

Кроме того, сам порядок рассмотрения обращения (рассмотрено в Порядке взаимодействия вместо надлежащего рассмотрения в порядке Закона о порядке рассмотрения обращений граждан) административным истцом не оспаривается.

На основании вышеизложенного, с учетом вышеприведенных правовых норм в их совокупности, учитывая, что порядок рассмотрения обращения административным истцом не оспаривается, обращение рассмотрено административным ответчиком, дан ответ по существу обращения, с указанием причин отказа, учитывая отсутствие между сторонами Соглашения о взаимодействии, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Поскольку оспариваемое решение рассмотрено Министерством в десятидневный срок, по результатам рассмотрения предложения принято решение об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, что не противоречит пункту 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, несогласие заявителя с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным и необоснованным решения административного ответчика, должностное лицо, действуя в пределах компетенции, вправе определять содержание своего ответа на обращение.

Помимо прочего, судом усматривается, что в соответствие с пунктом 1.8 Устава некоммерческой корпоративной организации Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности», утвержденного протоколом общего собрания участников Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов» от 11.11.2018 № 8. административный ответчик осуществляет свою деятельность в пределах г. Москва, таким образом, действия (бездействие) Министерства труда и социального развития Новосибирской области не может нарушать права и законные интересы административного ответчика, поскольку территория, на которой административный истец вправе осуществлять свою деятельность не относится к территории Новосибирской области.

Кроме того, действительно, согласно пункту 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства РФ под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Между тем, административный истец к указанным в пункте 2 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, имеющим право выступать в защиту неопределенного круга лиц, при оспаривании в целом действия (бездействия), решений Министерства труда и социального развития Новосибирской области, не относится.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку судом не установлено факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении обращения от 29.06.2020 у суда отсутствуют законные основания для признания решения административного ответчика, незаконным.

Срок подачи административного иска не нарушен.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования некоммерческой корпоративной организации Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года

Судья С.Л.Малахов