Дело № 2а-5386/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года
Ленинградский районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Л.
при секретаре Луговой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Калининградской областной таможне о понуждении выдать паспорт транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прибыл из Республики Казахстан для постоянного проживания в Калининградскую область в качестве члена семьи его сына - ФИО2, являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа). При переселении семьей 24.06.2018 в составе личного имущества был ввезен в Российскую Федерацию автомобиль FORD RANGER VIN № (далее - автомобиль FORD), что подтверждается пассажирской таможенной декларацией от 24.06.2018, поданной на таможенный пост участником Государственной программы Щ.А..
26 июля 2018 года, как указывает административный истец, он обратился в специализированный таможенный орган - Калининградский акцизный таможенный пост Калининградской областной таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) в отношении указанного автомобиля, на что поступил письменный ответ Таможни от 27.07.2018 № 55-0224/00361, из которого следовало, что для получения ПТС в отношении автомобиля FORD необходимо уплатить утилизационный сбор в соответствии со ст.24.1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таможенный орган отказал в выдаче ПТС в связи с тем, что абз.2 пункта 6 ст.24.1 названного закона предусмотрено освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
По мнению ФИО1 данный отказ таможенного органа в выдаче ПТС является незаконным и грубо нарушает его права, как лица, переселяющегося в рамках Государственной программы, поскольку он фактически является членом Государственной программы, и на него распространяются нормы абзаца 2 пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" об освобождении от уплаты утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию принадлежащей ему вышеназванной автомашины в ходе переселения в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы.
ФИО1 просит суд обязать Калининградскую областную таможню выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ФИО1 автомобиль FORD RANGER VIN № без уплаты утилизационного сбора.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился. Извещен надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не проступило.
Его представители по доверенности ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, требования иска просили удовлетворить по основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении.
Представитель админстративного ответчика Калининградской областной таможни ФИО5, действующая по доверенности в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении иска, настаивая на том, что при ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом, являющимся членом семьи участника Государственной программы, автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, подлежит уплате утилизационный сбор. В рассматриваемом случае у Калининградской областной таможни отсутствовали основания для выдачи ФИО1 ПТС без уплаты суммы утилизационного сбора.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Утилизационный сбор в силу положений ст. 46 Таможенного кодекса ЕАЭС не является таможенным платежом. Взимание утилизационного сбора в отношении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной на них Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) установлена необходимость уплаты утилизационного сбора. Согласно данной статье за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением колесных транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. В соответствии с положениями данной статьи лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, являются плательщиками утилизационного сбора.
Согласно п. 6 ст. 24.1 Федерального закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси), ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Подпунктом "б" п. 6 Государственной программы определено, что участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.
Подпунктом "в" п. 6 Государственной программы определено, что член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.Выдача таможенными органами паспортов транспортных средств (далее - ПТС) является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной на них Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищением и другими правонарушениями в отношении автомобильного транспорта.
ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России N 496/192/134 от 23.06.2005 (далее - Положение).
В силу п. 57 Положения в случаях ввоза транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, паспорта выдаются таможенными органами. Пунктом 59 Положения определено, что выдача ПТС осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 15 декабря 2016 г. зарегистрирован в качестве члена семьи (отца) участника Государственной программы ФИО2 в территориальном органе Федеральной миграционной службы.
При прибытии для постоянного проживания в Калининградскую область из <данные изъяты> семьей 24 июня 2018 года в составе личного имущества административным истцом был ввезен автомобиль FORD RANGER VIN №.
26 июля 2018 ФИО1 обратился с заявлением в адрес Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни с просьбой о выдаче паспорта транспортного средства в отношении ввезенного автомобиля, в чем ему было отказана.
Из ответа и.о. начальника Калининградского акцизного таможенного поста Калининградской областной таможни следовало, что при ввозе в Российскую Федерацию физическим лицом, являющимся членом семьи участника Государственной программы, автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности, подлежит уплате утилизационный сбор, а поскольку таковой ФИО1 уплачен не был, в выдаче ПТС отказано.
Суд не может согласиться с законностью такого отказа по следующим основаниям.
Раздел V Государственной программы посвящен участию соотечественников в этой программе. Анализ положений этого раздела программы позволяет сделать вывод, что участник программы и члены его семьи фактически имеют одинаковый правовой статус, то есть обладают равными правами и обязанностями в рамках этой программы. Поэтому, несмотря на то, что для целей этой программы самой программой даны различные понятия участника Государственной программы и члена семьи участника Государственной программы, все указанные лица фактически являются участниками Государственной программы, поскольку для них установлены равные права на переселение и равные меры поддержки со стороны государства. При этом предоставление этих мер обусловлено именно участием всех этих лиц в такой программе. Различие в этих лицах только в том, что участнику выдается свидетельство, а членам его семьи, участвующим в программе и переселяющимся вместе с ним, такое отдельное свидетельство не выдается, их данные вписываются в свидетельство, выданное участнику.
При таких обстоятельствах, ФИО1 фактически является членом Государственной программы, на него распространяются нормы абзаца 2 пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" об освобождении от уплаты утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию принадлежащей ему вышеназванной автомашины в ходе переселения в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально- экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
На основании изложенного суд находит по существу обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ФИО1 о понуждении Калининградскую областную таможню выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль FORD RANGER VIN № без уплаты утилизационного сбора.
Кроме того, в силу положений ч.1 ст. 111 КАС РФ с Калининградской областной таможни в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины на сумму 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 -удовлетворить.
Обязать Калининградскую областную таможню выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль FORD RANGER VIN № без уплаты утилизационного сбора.
Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2018 года.
Судья: