РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.09.2019 года г.Ясногорск Ясногорский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Курбатова Н.Н., при секретаре Ярцевой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-538/2019 по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и обязании выдать разрешение на перераспределение земельного участка, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и обязании выдать разрешение на перераспределение земельного участка. В обоснование исковых требований административный истец указал, что является собственником жилого <адрес> общей площадью 69,2 кв.м., по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке кадастровый № общей площадью 1085 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, адрес: <адрес> Фактически в её пользовании длительное время с 1982 года находится земельный участок большей площадью. С целью оформления своего права на дополнительный участок она 26.04.2019 года обратилась к Главе администрации муниципального образования Ясногорский район с заявлением о межевании земельного участка площадью 1255 кв. м. После чего кадастровым инженером ФИО4 были проведены кадастровые работы в отношении земельного участка. После обмера было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1254 кв. м. Однако письмом Главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2019 года за№4649 ей было отказано в выдаче разрешения на перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1085 кв.м. на том основании, что испрашиваемый ею земельный участок из земель населенных пунктов, за счет которого планируется перераспределение основного К№, включает в себя береговую полосу водного объекта общего пользования — пруда. Данный отказ считает необоснованным, поскольку административный ответчик никаких документов, воспроизводящих сведения о типе, наименовании водного объекта - пруда, установлении его параметров (координаты, площадь), содержащих текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, не принимал и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не направлял для внесения записи о регистрации. В связи с этим, утверждение администрации о том, что испрашиваемый ею земельный участок из земель населенных пунктов, за счет которого планируется перераспределение основного К№, включает в себя береговую полосу водного объекта общего пользования — пруда является необоснованным. Кроме этого, земельные участки, на которых расположены дома под номерами №№, №, № по <адрес>, распределялись и осваивались, когда пруда не было. Порядок пользования земельными участками исторически сложился именно таким образом, каким они используются в настоящее время, в том числе со стороны оврага, где в настоящее время находится пруд. Данным прудом на протяжении длительного времени никто из жителей поселка не пользуется по его прямому назначению ввиду того, что он имеет небольшую глубину и илистое дно, крутые берега, поросшие непроходимыми кустарниками и деревьями, пологих берегов для организации какого-либо отдыха нет, подтверждением чему являются фотографии. Несмотря на то, что испрашиваемый дополнительный участок огорожен, имеется свободный доступ к пруду. Поскольку границы самого пруда не установлены, не определена его водоохранная зона, то утверждение, что испрашиваемый ею земельный участок включает береговую линию пруда, является необъективным. Принимая во внимание, что отчуждение земельных участков из государственной или муниципальной собственности регулируется исключительно нормами Земельного кодекса и учитывая, что нет оснований, предусмотренных ст. 28 ЗК РФ, то отказ в предоставлении ей дополнительного участка площадью 169 кв.м. путем перераспределения является незаконным. На основании изложенного просила: - признать отказ Главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2019 года за № 4649, которым ей было отказано в выдаче разрешения на перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1085 кв.м., незаконным; - обязать Главу администрации муниципального образования Ясногорский район выдать разрешение на перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1085 кв. Административный истец ФИО1 о месте и времени заседания извещена в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась. Административный ответчик администрация МО Ясногорский район Тульской области о месте и времени заседания извещен в установленном законом порядке. Представитель в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление представителя по доверенности ФИО2 о рассмотрении дела в её отсутствие, против удовлетворения исковых требований возразила. Третье лицо Управление Росреестра по Тульской области о месте и времени заседания извещено в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилось, в деле имеется заявление представителя по доверенности ФИО3 о рассмотрении дела в её отсутствие и указанием на то, что ст.27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы. Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и публичных правоотношений, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно п.2 указанной статьи гражданские права и обязанности наряду с прочими основаниями возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В ст.13 ГК РФ закреплено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Как установлено судом ФИО1 на основании решения Ясногорского районного суда Тульской области от09.09.2010 года, вступившего в законную силу 13.09.2010 года, является собственником жилого <адрес> общей площадью 69,2 кв.м., по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке кадастровый № общей площадью 1085 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов. Данный земельный участок по праву собственности принадлежит ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ФИО1 на указанные объекты в установленном законом порядке зарегистрировало в ЕГРН, о чем имеются соответствующие записи: на жилой дом за № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок за № от ДД.ММ.ГГГГ. С целью оформления своего права на дополнительный участок ФИО1 26.04.2019 года обратилась к Главе администрации муниципального образования Ясногорский район с заявлением о межевании земельного участка площадью 1255 кв. м. После чего кадастровым инженером ФИО4 были проведены кадастровые работы в отношении земельного участка, по результатам которых фактическая площадь земельного участка используемого ФИО1 с учетом перераспределения составила 1254 кв. м. Письмом Главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2019 года за№ 4649 ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1085 кв.м. на том основании, что испрашиваемый ею земельный участок из земель населенных пунктов, за счет которого планируется перераспределение основного земельного участка с К№, включает в себя береговую полосу водного объекта общего пользования — пруда. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с законом (п.1). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года№218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (п.2). Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (п.8). В соответствии с положениями ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Пунктом 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пункте 3 ст. 11.7 ЗК РФ закреплено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса. В силу пункта 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, земельных участков общего пользования, территории общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п.8). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15). В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе в случае: - перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Согласно пунктов 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Статья 39.29 ЗК РФ определяет порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям, предусмотренным Земельным кодексом РФ. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в распределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. В подп.4 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков если схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте. В соответствии с п.8 ст.27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Водным объектом в соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водоемы (пруды) в соответствии с п.3 ч.2 ст.5 Водного кодекса РФ относятся к поверхностным водным объектам. Береговая линия (граница водного объекта) для пруда определяется по нормальному подпорному уровню воды (часть 4). Порядок определения местоположения границ береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность её определения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.1). В соответствии с частью 6 ст. 6 Водного кодекса РФ береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Водные объекты в соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных часть.2 настоящей статьи. Согласно ч.2 указанной статьи пруд, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии с п.2 ст.102 ЗК РФ на землях покрытых поверхностными водными объектами не осуществляется образование земельных участков. В силу п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования. Пунктом 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования. Как следует из представленной административным истцом Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый истцом земельный участок площадью 170 кв.м. за счет которого планируется перераспределение земельного участка с К№ включает в себя береговую полосу водного объекта общего пользования-пруда, образованного на водотоке. Данное обстоятельство подтверждается и сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте Российской Федерации, размещенной на официальном сайте Росреестра, фиксирующей расположение объектов на местности. Поскольку с учетом приведенных выше положений береговая полоса водного объекта общего пользования-пруда приватизации не подлежит, включение её в границы земельного участка с К№ в порядке перераспределения земель, является незаконным. Доводы административного истца о том, что указанный водный объект юридически не существует, так как сведения о нем отсутствуют в Государственном водном реестре, а в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об определенной в установленном законом порядке береговой линии, не основаны на нормах материального права и не опровергают наличие водного объекта на указанной территории, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не ставит определение водного объекта в зависимость от регистрации такого объекта в Государственном водном реестре или в Государственном кадастре недвижимости. Отсутствие сведений об указанном пруде в соответствующих реестре и кадастре не свидетельствует о том, что такой водный объект не существует в природе. В данном случае, обозначение водного объекта на публичной кадастровой карте Российской Федерации является достаточным для подтверждения его наличия. Следовательно, факт того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 170 кв.м. за счет которого планируется перераспределение земельного участка с К№ включает в себя береговую полосу водного объекта (пруда) общего пользования на приватизацию которой установлен запрет, является установленным. Обстоятельства на которые в обоснование своих требований указывает административный истец о том, что земельный участок за счет которого планируется перераспределение земельного участка с К№ длительное время находится в её фактическом пользовании, а прудом никто из жителей поселка по его прямому назначению не пользуется, сами по себе не отменяют особый режим береговой полосы и не предоставляют административному истцу право на оформление в собственность спорного земельного участка. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений ст.226 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Глава администрации муниципального образования Ясногорский район правомерно отказал ФИО1 в выдаче разрешения на перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером № и считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать. Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.290 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на перераспределение границ земельного участка с кадастровым номером №, отказать Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд Тульской области. Судья Н.Н. Курбатов |