РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 апреля 2020 года с. Красный Яр Судья Красноярского районного суда Ключникова И.А., при секретаре Карповой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-538/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Собранию представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о признании решения муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в Красноярский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о признании решения № муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Свои требования мотивируют тем, что решением муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в статью 22 градостроительного регламента территориальной зоны Ж6 «Зона смешанной застройки», а именно вид разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» исключен из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и добавлен в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Принятие данного решения противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и ущемляет его права и права других собственников земельных участков, основной вид разрешения которых до принятия этого решения был установлен «Ведение личного подсобного хозяйства». Истцом земельный участок был приобретен в 2006 году с назначением «Земли поселений». Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области утверждены решением собрания представителей сельского поселения Светлое Поле от 27.12. 2013 года №. В 2016 году в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ и пункта 4 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ им был установлен основной вид разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в статью 22 градостроительного регламента территориальной зоны Ж6 «Зона смешанной застройки», а именно вид разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» исключен из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и добавлен в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. После этого изменения распоряжением руководителя Управления Росреестра по Самарской области истцу было отказано в изменении сведений о виде разрешенного использования, в частности установления вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №). Правовым основанием для отказа названы положение пункта 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ которое исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных, так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними. При этом указано, что на сегодняшний день утвержденными Правилами землепользования и застройки с.п. Светлое Поле установлено, что вид разрешенного использования: «Ведение личного подсобного хозяйства» относится к вспомогательным видам разрешенного использования. Так же распоряжением заместителя Главы муниципального района Красноярский - руководителя комитета по управлению муниципальной собственностью № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении другого земельного участка (кадастровый №), расположенного по тому же адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 399 кв.м. Правовым основанием для отказа в распоряжении названы подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, а также подпункт 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ. При этом в распоряжении указано, что согласно правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж6, в которой не предусмотрен вид разрешенного использования под ЛПХ (для ведения личного подсобного хозяйства). Впоследствии соглашение о перераспределении земельного участка (кадастровый №) было заключено только после вынужденного изменения основного вида разрешенного использования и установления другого основного вида разрешенного использования земельного участка «Индивидуальное жилищное строительство». Принуждение к установлению другого основного вида разрешенного использования земельного участка взамен на осуществление его прав, прописанных в статье 209 Гражданского Кодекса РФ «Содержание права собственности» и статьи 35 Конституции РФ является незаконным. Истец и многие другие собственники земельных участков с установленным основным видом разрешенного использования: «Ведение личного подсобного хозяйства» до принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ сталкиваются с подобными ущемлениями прав прописанных в статье 209 ГК РФ. Просит суд признать решение от ДД.ММ.ГГГГ№ в части исключения из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» добавления в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства незаконным. В судебное заседание истец не явился, согласно переданного ходатайства просил рассмотреть дело без его участия, учесть его письменные пояснения, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва просили отказать в удовлетворении административных исковых требованиях ФИО2 и применить срок исковой давности. Представитель административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Изучив письменные возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает решение от ДД.ММ.ГГГГ№ законным и не подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов. Согласно статье 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно положениям статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ). В соответствии с положениями статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3 статьи 32 ГрК РФ). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ). В судебном заседании установлено, что Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области утверждены решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области внесены изменения в правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, а именно в статье 22 градостроительного регламента территориальной зоны Ж6 «Зона смешанной застройки» изменить, исключив вид разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и добавить данный вид разрешенного использования в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовала процедура, установленная статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая была проведена с учетом заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле. Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления в установленной форме, подписано главой муниципального образования, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является градостроительный регламент, содержащий в себе виды территориальных зон. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 ГрК РФ). На сегодняшний день Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ№, разработаны на основе генерального плана сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и действуют на всей территории муниципального образования сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области. В судебном заседании установлено, что с 2006 года ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В 2016 году ФИО2 обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области за разрешением увеличить площадь своего земельного участка до указанного размера за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем перераспределения. Администрация сельского поселения Светлое Поле направила в КУМС свое согласие по вопросу о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка ФИО2, находящегося в частной собственности, указав, что данный земельный участок находится в зоне Ж-6 (зона смешанной застройки). Соглашением, заключенным ФИО2 и КУМС за № от ДД.ММ.ГГГГ, участок был перераспределен. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №. ФИО2 имея намерение заключить соглашение о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности площадью 399 кв.м. вновь обратился с заявлением в КУМС. В отношении данного заявления распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области №-з от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было отказано в заключении соглашения о перераспределении другого земельного участка, поскольку согласно правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж6, в которой не предусмотрен вид разрешенного использования под ЛПХ (для ведения личного подсобного хозяйства). Таким образом установлено, что согласно Правил землепользования и застройки с.<адрес>, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок принадлежащий ФИО2 расположен в зоне Ж6 (зона смешанной застройки). Пунктом 8 ст.45 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичная по содержанию норма содержится в гл.6 Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле, утвержденных Решением Собрания представителей за № от ДД.ММ.ГГГГ. Приобретенный ФИО2 земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может им использоваться в соответствии с его целевым назначением. Административный истец не лишен возможности в целях восстановления своих прав обратиться к Собранию Представителей сельского поселения Светлое Поле для решения вопроса о возможности изменения территориальной зоны, на которой расположен земельный участок. Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ№. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оснований для признания решения от ДД.ММ.ГГГГ№ в части исключения из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» и добавления в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства незаконным не имеется и считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 176 -180 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Собранию представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о признании решения муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным- оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья И.А.Ключникова |