ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-538/2022 от 29.06.2022 Безенчукского районного суда (Самарская область)

Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года пгт. Безенчук

Безенчукский районный суд в составе:

председательствующего - судьи Бурдиной Д.Ю.,

при секретаре Качимовой Е.В.,

помощника прокурора Ренжина А.А.,

представителя ответчика Титовой Л.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района о признании незаконным бездействие Администрации сельского поселения Васильевка м., выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме,

установил:

обратился в суд с указанным заявлением, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, обязать в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить техническую возможность оказания в электронной форме муниципальных услуг: «Выдача физическим лицам справок, выписок из книг похозяйственного учета населенных пунктов сельского поселения Васильевка, справок о регистрации по месту жительства и по месту пребывания»; «Предоставление архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов, копий правовых актов администрации сельского поселения Васильевка»; «Совершение нотариальных действий» Главой и (или) специально уполномоченным должностным лицом Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района »; «Выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, предусмотренных законодательством РФ»; «Согласование схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части»; «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах»; «Согласование планируемого размещения прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций, в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района и заключению договора на прокладку, перенос, переустройство и (или) эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района », «Согласование выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту сооружений пересечения, примыканий объекта дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования в границах сельского поселения Васильевка муниципального района ».

В обоснование административного иска указано, что истцом проведен мониторинг соблюдения требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, а также исполнения национального проекта «Цифровая экономика». В ходе мониторинга было выявлено, что административный ответчик не принимает меры по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт и портал государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет».

Представитель административного истца помощник прокурора Ренжин А.А. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – представитель с. м. Титова Л.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседание требования не признала, считает, что факт признания незаконными действиями с. м., выразившееся в неприятии мере по переходу на представление муниципальных услуг в электронном виде, не подтвержден. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамент информационных технологий и связи в судебное заседание не явился, в адрес суда направил пояснения по делу, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 4 названного закона основными принципами предоставления муниципальных услуг являются, в том числе возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно статье 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить предоставлять услуги дистанционно, в том числе в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Согласно части 2 статьи 10 данного закона при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственной услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, должно быть обеспечено, в том числе в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом указанными Требованиями (пункт 2) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административным ответчиком предоставляются муниципальные услуги: «Выдача физическим лицам справок, выписок из книг похозяйственного учета населенных пунктов сельского поселения Васильевка, справок о регистрации по месту жительства и по месту пребывания»; «Предоставление архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов, копий правовых актов администрации сельского поселения Васильевка»; «Совершение нотариальных действий» Главой и (или) специально уполномоченным должностным лицом Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района »; «Выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, предусмотренных законодательством РФ»; «Согласование схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части»; «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах»; «Согласование планируемого размещения прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций, в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района и заключению договора на прокладку, перенос, переустройство и (или) эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района », «Согласование выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту сооружений пересечения, примыканий объекта дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования в границах сельского поселения Васильевка муниципального района ».

Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что из 8 муниципальных услуг, указанных истцом, только одна услуга (Предоставление архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов, копий правовых актов администрации сельского поселения Васильевка), которая относится к массовым социально значимым услугам, доступна на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), указанное подтверждается также сведениями предоставленными ДИТиС . При этом услуга - совершение нотариальных действий Главой и (или) специально уполномоченным должностным лицом Администрации с. м., в соответствии с административным регламентом не предоставляется в электронном виде (Постановление Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

В нарушение вышеуказанных норм закона административным ответчиком до настоящего времени предоставление муниципальных услуг, а именно: «Выдача физическим лицам справок, выписок из книг похозяйственого учета населенных пунктов сельского поселения Васильевка, справок о регистрации по месту жительства и по месту пребывания», «Выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации», «Согласование схемы движения транспорта и пешеходов па период проведения работ на проезжей части», «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах», «Согласование планируемого размещения прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций, в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района и заключению договора на прокладку, перенос, переустройство и (или) эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района », «Согласование выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту сооружений пересечения, примыканий объекта дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования в границах сельского поселения Васильевка муниципального района » в электронной форме через официальный сайт администрации и портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, что препятствует реализации вышеуказанного национального проекта и достижению предусмотренных им целей.

Указанное незаконное бездействие создает административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 290, 293 КАС РФ,

решил:

Исковые требования в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района о признании незаконным бездействие Администрации сельского поселения Васильевка муниципального района , выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Васильевка муниципального района , выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию сельского поселения Васильевка муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания в электронной форме муниципальных услуг: «Выдача физическим лицам справок, выписок из книг похозяйственого учета населенных пунктов сельского поселения Васильевка, справок о регистрации по месту жительства и по месту пребывания», «Выдача единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации», «Согласование схемы движения транспорта и пешеходов па период проведения работ на проезжей части», «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах», «Согласование планируемого размещения прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций, в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района и заключению договора на прокладку, перенос, переустройство и (или) эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения в границах сельского поселения Васильевка муниципального района », «Согласование выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту сооружений пересечения, примыканий объекта дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования в границах сельского поселения Васильевка муниципального района ».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд .

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ Д.Ю. Бурдина

Копия верна. Судья:

Подлинный документ подшит в материалах дела )

находится в производстве Безенчукского районного суда